Еще раз о минимальном размере оплаты труда

Печать
Государственная инспекция труда (ГИТ) в Камчатском крае информирует работников и работодателей в рамках своих полномочий и действующего законодательства, а также доводит до сведения всех заинтересованных лиц позицию Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросу конкретизации в Трудовом кодексе РФ понятия минимального размера оплаты труда.

В редакции статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, которая дает определение заработной платы, до 1 сентября 2007 года имелась часть вторая, содержавшая понятие «минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда)».
Под этим понятием понимался устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г.
№ 54-ФЗ внесены изменения и дополнения в Кодекс и другие законодательные акты. При этом из Кодекса исключена часть 2 ст. 129, содержавшая определение «минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда)», и включена новая статья 133.1, согласно которой субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать размер минимальной заработной платы. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте.
Согласно статье 129 новой редакции Кодекса заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
При этом заработная плата работника включает компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Данная позиция Минтруда России полностью совпадает с нашей позицией по данному вопросу. Также аналогичной трактовке понятия минимального размера труда придерживалось бывшее Министерство здравоохранения и социального развития РФ. При всем уважении к действующей судебной системе оно не вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты в трудовой сфере, в связи с чем Минтрудом России в настоящее время проводится работа по подготовке предложений о внесении изменений в действующее законодательство, направленных на урегулирование данного вопроса.
Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 – 2013 годы предусмотрено проведение консультаций сторон соглашения по вопросу обеспечения минимального размера оплаты труда, предусмотренного статьей 133 Кодекса.
Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 ноября 2012 г. № 1225-6 ГД «О проекте федерального закона №143351-6 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» Правительству Российской Федерации рекомендовано образовать до 1 января 2013 года с участием представителей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рабочую группу для подготовки предложений по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а также необходимых для этого изменений в законодательство Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минтруда России от 29 декабря 2012 года № 653 сформирована рабочая группа для подготовки предложений по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а также подготовки необходимых для этого изменений в законодательство Российской Федерации с участием представителей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, общероссийского объединения работодателей, общероссийского объединения профсоюзов, научных организаций.


В.П. Васильев,
заместитель
руководителя
Государственной
инспекции труда
в Камчатском крае