Расстрел в школе

Печать
3 февраля в столичной школе № 263 произошла страшная трагедия. Подросток пришел в школу с оружием и взял в заложники людей. В результате погибли двое: молодой учитель географии Андрей Кириллов и прапорщик полиции Сергей Бушуев. Еще один полицейский получил огнестрельное ранение в грудь и живот. У обоих убитых есть жены и дети.

Молодым стрелком оказался учащийся этой же школы. Десятиклассник пришел в родную школу, вооружившись двумя отцовскими винтовками. Угрожая охраннику, он прошел на первый этаж в кабинет географии. Войдя в кабинет, молодой человек сразу же убил 29-летнего учителя двумя выстрелами в упор, затем он взял в заложники своих же одноклассников (24 человека). На место происшествия сразу прибыли двое полицейских Бушуев и Крохин. Они попытались задержать подростка, однако обезумевший убийца открыл стрельбу по стражам порядка. В результате чего был убит 38-летний прапорщик Бушуев, и тяжело ранен сержант Крохин. Состояние пострадавшего старшего сержанта Владимира Крохина врачи оценивают как тяжелое. Сразу после инцидента он был доставлен в НИИ им. Склифосовского, там его прооперировали.
Учащихся и работников учебного заведения быстро эвакуировали. Но освободить заложников смог только родной отец юного террориста. Тот сначала побеседовал с сыном по сотовому телефону, а затем (облачившись в бронежилет) зашел в класс. Минут через 15 школьники стали выходить из кабинета географии. Сразу после того, как вышел последний ученик, отряд спецназа пошел на захват. Подросток открыл стрельбу по спецназовцам, однако был нейтрализован. Сам старшеклассник не пострадал.
По факту случившегося возбуждено уголовное дело по трем статьям – «Захват заложников», «Убийство» и «Посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов». Из-за происшедшего мэр Москвы Сергей Собянин распорядился проверить систему безопасности во всех столичных школах.
Все произошедшее в тот день в школе № 263 по сюжету напоминает современную жестокую компьютерную игру. Что могло послужить причиной столь неадекватного поведения старшеклассника? Тихий, спокойный, старательный, отличник учебы, его фотография висела на доске почета. Парень один из немногих, кто являлся претендентом на золотую медаль по окончанию школы. Учителя и одноклассники не смогли вспомнить о конфликтах молодого человека с педагогами. Отец мальчика и педагоги предположили, что причиной этой трагедии мог стать обычный нервный срыв. Что стало истинной причиной этого акта насилия, пока неизвестно.
Много лет американские ученые посвятили изучению темы «расстрела детей в школах» и даже пытались составить портрет потенциального убийцы. Однако анализ событий показывает, что стреляют в школах люди из самых разных семей и абсолютно разные по характерам. Но в одном ученые сошлись: убийцами чаще всего становятся юноши, имеющие свободный доступ к оружию и недовольные своей жизнью (склонные к депрессии).
Многие психологи также склоняются к мнению, что причиной всех бед являются компьютерные игры. Якобы современные игрушки учат детей только жестокости, а графика заставляет детей терять «чувство реальности» и склоняет тем самым к проявлению насилия в настоящей жизни. Стоит вспомнить тот случай, когда 16-летний житель Волгограда убил свою мать, когда та отказалась отдавать в ремонт компьютер. Техника не выдержала многочасовых «войнушек»  и сломалась. Мать открыто обрадовалась этому, за что и поплатилась собственной жизнью: сын убил ее топором, а тело закопал за домом. Да, возможно, что жестокие игры и фильмы  имеют свое пагубное воздействие на неустоявшуюся психику ребенка. Но списывать все беды только на них нельзя. Вывести подростка из себя может все что  угодно: неурядицы в личной жизни, проблемы в семье, разногласия с одноклассниками, гибель любимого питомца, желание обладать какой-либо вещью, проигрыш в игре и т.д. Но далеко не каждый доходит до того, что берет у отца оружие и идет убивать всех подряд. Эта проблема не только из сферы уголовного судопроизводства, она скорее из сферы общественного здоровья.
Насилие среди подростков было всегда. Стоит только вспомнить СССР в конце 60-х годов, когда подростки северной столицы объединялись в преступные группы и дрались «улица на улицу», занимались разбоями и грабежами. Именно в тот период в Ленинграде ввели комендантский час. Всех несовершеннолетних, кто появлялся на улице после 22 часов, забирали в милицию. Всего через 12 лет Казань потрясли массовые преступные разборки среди подростков.  По своей жестокости они опередили предыдущую подростковую волну насилия. Тогда и близко не было компьютерных игр с супер-графикой. Но вот прошло уже 30 лет – теперь подростков 2000-ых годов называют самыми агрессивными и жестокими. Так, может, дело все-таки не в компьютерах? Может, проблема гораздо глубже? Наши ученые столько лет посвятили вопросам подростковой преступности, но так и не ответили на главный вопрос: откуда эта немотивированная агрессия и жестокость?  Может, плохо изучали?

Катерина АРТЕМЬЕВА.