ПУТИН УТВЕРДИЛ УСТАВ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ

Печать
Документ, опубликованный на официальном портале правовой информации, «определяет основные направления деятельности, функции, полномочия и организацию службы военной полиции».
Руководить военной полицией должен непосредственно министр обороны.
У военной полиции появилось право обеспечивать государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства из числа военнослужащих, судей военных судов, прокурорских работников органов военной прокуратуры, руководителей и следователей военных следственных органов, в том числе других защищаемых лиц.

Уставом военной полиции предусмотрено «исполнение в отношении военнослужащих уголовных наказаний в виде содержания в дисциплинарной воинской части и ареста, а также дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста с содержанием на гауптвахте». Также устав определяет меры по розыску военнослужащих, уклоняющихся от прохождения военной службы, и содействия органам внутренних дел РФ в розыске и задержании военнослужащих, совершивших преступления.
Закон о военной полиции был подписан 4 февраля 2014 года, принят Госдумой 24 января и одобрен Советом Федерации 29 января.
Документом были внесены изменения в законодательство по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных сил РФ, установлены основы организационной структуры военной полиции и ее деятельности.
В законопроекте отмечается, что военная полиция, входящая в состав российских Вооруженных Сил, предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих, гражданского персонала, лиц, проходящих военные сборы, а также для противодействия преступности, обеспечения законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения. В числе законодательно закрепляемых полномочий названы участие в рассмотрении военными судами материалов о грубых проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста, а также исполнение наказаний в специально предназначенных для этого воинских частях. На военную полицию возлагаются функции органа дознания ВС РФ, обеспечение безопасности в отношении участников уголовного процесса из числа военнослужащих, а также военных судей, прокуроров и следователей. Кроме того, к полномочиям военной полиции отнесена охрана помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов. Для этого ее сотрудники получат право применять военную силу, спецсредства и огнестрельное оружие.
Служебной деятельностью военной полиции для выявления и фиксации правонарушений предусмотрено использование видео- и аудиотехники, кино- и фотоаппаратуры, а также других технических и специальных средств. Также «в случаях, предусмотренных законодательством, при выполнении задач патрульной службы, во время охраны военных объектов и конвоирования военнослужащих (подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, в отношении которых вынесено постановление суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу), должностные лица военной полиции наделены полномочиями применения физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, специальных средств, боевой и специальной техники и огнестрельного оружия».
Во время рассмотрения законопроекта в нижней палате полпред президента в Госдуме Гарри Минх пояснил, что военная полиция уже уже создана и работает, однако ее деятельность регулируется ведомственными приказами. Минх также отметил, что численность военной полиции составляет 6,5 тыс. человек и увеличивать ее не планируется.

Создание в России военной полиции. Досье
Впервые в современной России о формировании института военной полиции заговорили в январе 1992 года, когда Генпрокуратура предложила создать территориальные отделы военной милиции по «гарнизонному принципу» и с различными службами – криминальной, по борьбе с экономическими преступлениями и другими. В июле 1994 года министерство обороны подготовило соответствующий законопроект и направило его в Госдуму, однако он так и не был принят.
В июле 1996 года в связи с ростом преступности в армии комитет Госдумы по обороне подготовил свой вариант закона «О военной полиции». Депутаты предложили вывести новую структуру из подчинения военных, что вызвало критику со стороны Минобороны. Кроме того, проект признали слишком дорогим.
Вновь к этой идее вернулись в 2005 году. Предложение о создании военной полиции, которая будет бороться с «дедовщиной» и другими правонарушениями в армии, содержалось в докладе Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина «О соблюдении прав граждан в связи с прохождением военной службы по призыву».
По его мнению, военная полиция могла бы взять на себя оперативно-розыскные и следственные функции, несение патрульно-постовой службы, конвоирование задержанных, охрану и досмотр военных грузов. Лукин также считал принципиально важным, чтобы органы военной полиции строились не по гарнизонно-окружной, а по территориальной схеме, не находились в подчинении у военного командования и финансировались по отдельной статье бюджета.
31 января 2006 года на пресс-конференции в Кремле президент Владимир Путин заявил, что «контроль над соблюдением законности в ВС РФ может быть возложен на военную полицию». Он поручил Сергею Иванову, занимавшему в то время пост министра обороны, подготовить предложения по созданию военной полиции. Поводом послужило дело рядового Андрея Сычева, которого жестоко искалечили сослуживцы.
В декабре 2009 года Анатолий Сердюков, который в тот период возглавлял министерство обороны, подписал приказ о создании военной полиции на базе военных комендатур и военной автоинспекции, но уже весной следующего года это решение было отменено из-за отсутствия нормативной правовой базы.
В 2011 году было сформировано Главное управление военной полиции министерства обороны РФ, функционировавшего на основании ведомственных актов.
Подготовка закона «О военной полиции» продолжалась, его проект прошел все согласования, в том числе и в Госдуме, и был готов к подписанию в 2012 году, однако из-за коррупционного скандала в военном ведомстве и увольнения самого Сердюкова эти планы не были реализованы. Процесс создания военной полиции продолжил новый министр обороны Сергей Шойгу.
В декабре 2013 года президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, в котором предлагалось законодательно закрепить правовые основы деятельности этой структуры. В документе, предусматривающем, в частности, внесение изменений в закон «Об обороне», устанавливается предназначение и полномочия военной полиции. В нем также указывается, что организационную структуру, состав и штатную численность ее органов и подразделений определяет министр обороны в пределах установленной штатной численности.