САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ. КАК ВОДИТЕЛИ БУДУТ ОФОРМЛЯТЬ ДТП?

Печать
Страховщики объяснили, что это означает для водителей.
Сейчас автолюбители могут оформить аварию самостоятельно, без сотрудников ГИБДД. Могут, но не обязаны. Условий немало: не более двух участников ДТП, ущерб только имуществу, согласие обоих водителей и наличие действующих полисов ОСАГО. Во всех остальных случаях воспользоваться Европротоколом нельзя. Ещё и по выплатам установлен лимит. На компенсацию можно рассчитывать только в случае ущерба до 50 тысяч рублей, а для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей – до 400 тысяч. Причем для последних четырех регионов существуют дополнительные условия: машины должны быть оборудованы системой. В том числе из-за многочисленных ограничений зачастую водители предпочитают по старинке вызвать гаишников на место аварии, чем вникать в тонкости Европротокола. В январе число автомобилистов, оформивших ДТП по упрощенной системе, составило 28%. Не очень много, но выше, чем в среднем в прошлом году – 18%.
МВД предлагает с 2017 года перейти на европротокол при оформлении ДТП.
«Европротокол стали активнее применять из-за введения штрафов за неоставление места ДТП при незначительных авариях. Сказались и другие факторы, в частности, проведенная РСА информационно-разъяснительная кампания», – отметили в Российском союзе автостраховщиков и добавили, что про «упрощенку» надо рассказывать еще в авто-школах. Идея здравая, тем более, власти всерьез собрались полностью перейти на Европротокол при оформлении аварий без пострадавших. С такой инициативой выступило МВД.
Практика, конечно, не уникальная. В развитых странах упрощенное оформление ДТП давно стало нормой. Глобальных препятствий для полноценного Европротокола нет и в России, но несколько вопросов решить надо. Например, как быть с водителями, которые не могут прийти к согласию о причинах аварии? «Страховщики считают, что выходом из такой ситуации является возможность для участников ДТП доезжать до ближайшего пункта ДПС для оформления происшествия. Полностью проблема Европротокола может быть решена, когда системой ГЛОНАСС будет оснащен каждый автомобиль. Сейчас действует группа по созданию специальных стандартов для распространения безлимитного Европротокола», – сообщили в РСА.
В остальном, по мнению страховщиков, проблем возникнуть не должно. По крайней мере, действующие законы позволяют расширить применение Европротокола. Вопрос – готовы ли автомобилисты? «Главные трудности лежат не в области нормативных правовых актов, а в сфере психологии. Водители с большим опытом вождения испытывают определенный дискомфорт, если им предлагают оставить место аварии, оформив извещение о ДТП. Более молодые водители, узнавшие о Европротоколе в автошколах, прибегают к этой процедуре оформления ДТП чаще. По статистике РСА, большая часть страховых выплат попадает в лимит 50 тысяч руб-
лей. Чтобы быть уверенным, водителю достаточно заранее ознакомиться с ценами на запчасти к своей машине и с примерной стоимостью ремонта», – считают в РСА.
Впрочем, для внедрения безлимитного Европротокола кое-какие дополнения в законы властям предстоит внести. Так, страховщики опасаются мошенничества с компенсациями. Поэтому надо четче обозначить, с помощью каких технических средств водители будут фиксировать ДТП. Нынешние требования в РСА считают недостаточными.
В свою очередь, опасения автомобилистов связаны с возможными отказами страховщиков. Те парируют – правильно заполняйте документы. В РСА обратили внимание на некоторые особенно частые «проколы» водителей: «По статистике, проблема некорректно заполненного извещения о ДТП постепенно уходит – если в первые несколько лет существования процедуры доля отказов в страховых выплатах на основании неверно оформленного извещения о ДТП составляла порядка 80%, то с 2014 года отмечается существенное изменение ситуации.
Зачем европротокол? Почему автомобилисты не оформляют ДТП самостоятельно?
В 2014 году было направлено 25,3% отказов, в 2015 – 7%. Тенденция сохранится и в 2016 году. Автовладельцы совершают гораздо меньше ошибок, что говорит о росте  страховой грамотности. Но у водителей все еще возникают проблемы при заполнении пунк-
та 16 бланка извещения «Обстоятельства ДТП»: они либо проставляют галочки так, что возникает противоречивая информация, либо не указывают количество отмеченных клеток (последняя позиция пункта 16). Также и по пункту 17, «Схема ДТП»: здесь водители нередко либо вообще не приводят схему ДТП, либо изображают лишь два автомобиля, упуская схематичное изображение окружающей местности, расположение относительно места аварии дорожных знаков, линий дорожной разметки, зданий, конструкций и так далее. Отсутствие же такой информации не позволяет страховым компаниям объективно оценить обстоятельства ДТП и, к сожалению, может стать причиной отказа в возмещении».
До 2017 года РСА, автошколам да и гаишникам предстоит серьезно поработать, чтобы объяснить водителям все тонкости Европротокола и подготовить их к грядущим изменениям.

(www.aif.ru)