ПРО ПАМЯТНИКИ

Печать

О том, каким сокровищем являются памятники и символы городов, хорошо знают производители сувениров. Они все чаще безвозмездно и без всякого разрешения используют для выпуска кружек-тарелок-магнитиков образы монументов и скульптур. И когда им напоминают, что у всех этих произведений есть авторы, которые рассчитывают на отчисления, коммерсанты удивляются в духе знаменитой комедии: «Он же памятник»  – за что платить? Один из новых таких исков как раз сейчас рассматривают в суде Екатеринбурга.

Внук знаменитого советского скульптора Евгения Вучетича и полный его тезка даже примерно не может сказать, сколько раз копировали работы деда. Но с ходу вспоминает три самых неприятных случая. Так, например, семью возмутило, когда памятник «Родина-мать зовет» поместили на этикетку водки. Им же пару лет назад украшали листовки некой политической силы. А однажды cерьезно исказили скульптуру «Перекуем мечи на орала». Великих работ у Вучетича много. Но семью его всего однажды спросили, а можно ли использовать наследие?

«Парень хотел напечатать значки. Обратился. Я попросил прислать макет», – отметил он.

Для Вучетичей это не вопрос денег, а стремление сохранить наследие скульптора. Но в стране нарушают права и менее известных работников монументального труда.

Скульптор Анатолий Скнарин – автор символа Ростова-на-Дону. Его «Тачанка-Ростовчанка» стоит на въезде. А еще ее фото напечатаны на кружках, тарелках и брелоках, которые приносят ростовским коммерсантам немалые деньги. Но про автора они не вспоминали, до того как он не подал иск.

Суд доказал, что художника может обидеть не каждый. Скнарину и еще нескольким ростовским скульпторам положены материальные компенсации.

Как и Евгению Соколову – автору «Белой невесты», что стоит на набережной в Геленджике. Скульптура туристам нравится. А значит, и деньги приносит.

Но в суд подают самые активные авторы. Большинство страдают от некорректного использования своих работ тихо. В отличие, например, от авторов песен или писателей. В интересах работников изобразительного искусства сейчас, по сути, работает только одна организация – некоммерческое партнерство УПРАВИС.

«Если памятники, скульптуры стоят на улице, это совершенно не означает, что ни у кого нет на них прав. Не все понимают, что если картина висит в художественной галерее, это не означает, что можно использовать, делать репродукцию этой картины без лишения прав. Совершенно не так. Нужно спрашивать разрешения. Есть условия», – говорит директор партнерства по защите и управлению правами в сфере искусства Эрик Вальдес-Мартинес.

В руках у директора УПРАВИСа  – наглядный пример. Футболка с картиной Сальвадора Дали, купленная через интернет. У нас такое на каждом шагу. А вот за  рубежом подобное преследуется строго. Например, Эйфелеву башню нельзя снимать ночью. Чтобы вставить эффектный эпизод с красивой подсветкой в какое-нибудь кино, голливудские продюсеры сначала покупают на это право. Иллюминация – авторская работа художника.

По закону авторское право должны чтить и в России. Но это не значит, что его нарушает каждый турист.

«Если я хочу сфотографироваться на фоне памятника, то пожалуйста, наводи и фотографируйся сколько угодно. Если я хочу переслать свое фото на фоне памятника своим друзьям, тоже никаких проблем. Но если я организовал коммерческое производство и продаю затем различного рода открытки, где главным является не мое лицо, а этот памятник, то в этом случае вы обязаны делиться с автором, каким образом – заключить с ним лицензионное соглашение», – говорит российский ученый-юрист, адвокат, общественный деятель Владимир Энтин.

Другими словами, надо спросить автора, не против ли он? Как и положено по закону. Скульпторы в последнее время заставляют прислушиваться к себе все чаще. Так, например, автор памятника основателям Екатеринбурга – Василию Татищеву и Георгу Вильгельму де Геннину – сейчас доказывает свое право на работу в судах. А пока все инстанции не пройдены, сувенирная продукция с его изображением в городе продается свободно.

(www.ren.tv/novosti)