РЕДАКТОРСКАЯ КОЛОНКА

Печать

Фильм Алексея Учителя «Матильда» давно ушел из проката, но скандал не утихает. Камчатский художник Денис Лопатин, изобразив в своей откровенно пошлой карикатуре главного гонителя фильма депутата Государственной думы РФ Наталью Поклонскую и предпоследнего императора Всея Руси Николая II с надписью «Найдите дуре мужика», попал в скандальную историю, в коей и продолжает оставаться.

Якобы искренне поверив в то, что против него может быть возбуждено уголовное дело по заявлению госпожи Поклонской, он решил иммигрировать во Францию. Друзья помогли ему с оформлением документов, и сейчас он ждет получения вида на жительство. Скорее всего, Денис Лопатин решил воспользоваться политической конъюнктурой, которая складывается не пользу России. В Европе нашу страну представляют исключительно как душительницу инакомыслия и демократии. Поэтому любой сумасшедший, который громче других крикнет: «Долой Путина!» или «В России душат свободу творчества и преследуют за инакомыслие!» – будет с радостью принят в странах Евросоюза. Денис, безусловно, талантливый уже немолодой человек, ему перевалило за сорок. Как все творческие люди, он хочет славы, признания и денег. Это нормальное желание любого художника, и каждый из них выбирает свой путь к успеху. Как говорится, на одном плече сидит черт, на втором ангел, и каждый что-то шепчет в ухо. Кого ты послушаешь, туда и пойдешь. Решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Лопатина уже принято и меняться не будет. Депутат Госдумы РФ Наталья Поклонская своей дурацкой борьбой с мало кому известным художником придала последнему несуществующий вес как в мире искусства, так и в мире политики. Если Денис Лопатин всерьез воспринимает угрозу со стороны госпожи Поклонской, значит, он глуп. Если он искренне верит, что вся православная церковь ополчилась против него, значит, он глуп вдвойне. Полагаю, карикатурист просто хитрит, для того чтобы убедить французские власти, что ему угрожает реальная опасность. И еще, если ему повезет получить статус беженца, то он будет получать ежемесячное денежное пособие около 300 евро и дармовое жилье. Кроме того, он сможет бесплатно изучать язык той страны, в которой находится.

С творчеством Дениса Лопатина я знаком давно. Некоторые его работы являют собой образец откровенной пошлости. Давая пояснения по поводу своего рисунка, из-за которого начался весь сыр-бор, карикатурист трусливо егозил, объясняя следователям, что там изображена не Поклонская и не царь Николай II. Денис впервые продемонстрировал свой рисунок на митинге, организованном в поддержку фильма «Матильда» в Петропавловске-Камчатском. Тогда он понимал, что никакой ответственности нести за свое скабрезное искусство не будет. Художник не скрывал, кто изображен на рисунке и, видимо, гордился своими достижениями в пошлости. Как только запахло даже не жареным, а слегка потянуло легким ароматным дымком, Денис, как шкодливый кот, рванул из страны.

На сегодняшний день ему никто не угрожает расправой, против него не собираются возбуждать уголовное дело. Ему выгодно представлять все так, будто в России его преследуют за свободу творчества.

В 2004 году Денис Лопатин изобразил в полуобнаженном виде с тремя грудями известную женщину из администрации Камчатской области, работающую в команде тогдашнего губернатора Михаила Машковцева. Но даже после этого дерзновенный художник остался цел и невредим. Шла горячая предвыборная пора, выбирали губернатора Камчатской области, и художнику-карикатуристу тоже нужно было зарабатывать деньги, пусть даже на откровенной пошлости. Против Дениса Лопатина тоже пытались возбудить уголовное дело, но ничего из этого не вышло. Единственное, что сумел сделать вновь избранный губернатор Михаил Машковцев, так это запретить проводить выставку рисунков карикатуриста в областной библиотеке имени Крашенинникова.

В те далекие времена Денису и в голову не пришло бежать во Францию. Так какое определение заслужил камчатский карикатурист Денис Лопатин – слабого и трусливого конъюнктурного пошляка или жертву режима, задыхающуюся в атмосфере нетерпимости к инакомыслию и свободе творчества? Вывод очевиден – скорее, первое, чем второе.

Вячеслав Скалацкий