РЕДАКТОРСКАЯ КОЛОНКА

Печать

В понедельник 27 июля Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин обрадовал россиян, что с 1 августа будут летать самолеты в Турцию, Анкару и Стамбул, а с 10 августа откроются для посещения курортные города Анталия, Бодрун и Даламан. Наши соотечественники, измученные отдыхом в Краснодарском крае и Крыму, с радостью восприняли слова премьер-министра. Судя по отзывам камчатцев, прибывших с отечественных курортов, их поразило обилие людей на пляжах. По выражению одного из них: «Ноге некуда было ступить. Чтобы занять место на пляже, нужно было вставать в пять часов утра. Дикие пляжи тоже были забиты до отказа». По единодушному мнению людей, с которыми мы пообщались, курорты Черноморского побережья Краснодарского края, особенно Анапы, оказались просто не готовы к летнему сезону. Много жалоб было на то, что отдыхающие не могли попасть в кафе и приходилось выстаивать огромные очереди, чтобы поесть. Все соцсети обошел известный ролик, где молодой человек, стоя на пляже в плотном окружении лежащих полуобнаженных тел, кричит: «Хочу в Турцию!».

Курортный бизнес в России очень долго развивался по дикому сценарию. Россияне были не готовы платить много денег за свой отдых. За те деньги, которые они были готовы отдать, принимающая сторона (другие россияне) не готовы были предоставлять им услуги надлежащего качества. Нехитрая формула российского курортного бизнеса сводилась к одному предложению: «Не нравится, иди на… все четыре стороны» (А вы что подумали? – Авт.).

После того как у россиян появилась возможность платить немалые деньги за свой отдых, менталитет у тех россиян которые эти деньги брали, все равно не позволял им качественно обслуживать заказчиков. Формула российского туристического бизнеса немного трансформировалась в другое предложение: «Понаехали тут…» Ну не готова российская душа принять профессию прислуги, радоваться чаевым и гостям, приехавшим отдохнуть. Заказывая в кафе Евпатории либо Анапы так называемый бюджетный обед или ужин, не рассчитывайте, что официант будет вам улыбаться и постарается быстро обслужить вас. К тому же, начни вы предъявлять справедливые требования или возмущаться, можете ждать еще дольше, не будучи уверенным, что официант не плюнет вам в тарелку. Даже хорошие чаевые не гарантируют прекрасного обслуживания. У россиян собственная гордость и собственное понимание принципов сферы обслуживания. Зачастую останавливаясь в номерах дорогих домов отдыха на Черноморском побережье Крыма или Северного Кавказа, не надо возлагать оптимистических надежд, что вам будут менять постельное белье с полотенцами каждый день. В частном секторе дела обстоят еще хуже, вы рискуете получить один комплект постельного белья на все время отдыха. Главное ведь это море и солнце, остальное терпите и будьте благодарны, что у вас это есть.

Мировоззрение россиян в плане курортного отдыха кардинально изменила Турция. Наши соотечественники увидели, что за свои сравнительно небольшие деньги можно получить услуги высокого качества. Дело даже не в том, что вам будут улыбаться и стараться угодить. Вы почувствуете, что такое, когда ежедневно меняется постельное белье и полотенца, до ослепительной чистоты убирается номер, а из полотенец на кроватях выкладывают лебедей. Вы увидите, что еда в так называемой столовой может быть настолько разнообразной, вкусной и подаваться круглосуточно, что напитки по вашему желанию будут литься рекой, а отдых будет совершенно комфортным и безопасным. К вашим услугам в зависимости от класса дома отдыха или отеля будут тренажерные залы, СПА-салоны, бассейны – и все без очереди.

Наверное, я рассуждаю непатриотично. Я люблю Крым и Черное море. Но при всем этом мне, как и многим отдыхающим, приезжающим на Черноморское побережье, за свои деньги хотелось бы отдохнуть безопасно и комфортно. Чтобы крымчане, жители Сочи, Анапы и других курортных городов, перестали думать: «Куда вы денетесь, все равно приедете». Как оказалось, есть куда деться и есть куда поехать, помимо наших безнадежно испорченных советским менталитетом курортов.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ