Редакторская колонка

Печать

На излете прошедшей субботы в интернет-пространстве появилось обращение к губернатору Камчатского края, подписанное восемнадцатью каюрами, т.е. извозчиками собачьих упряжек. Они просят вернуть традиционную камчатскую гонку на собачьих упряжках «Берингия» и пустить ее по классическому маршруту Эссо – Оссора. В понимании подписантов это означает, что гонка не должна быть спортивной, и ее маршрут должен пролегать через все национальные села. Каюры считают (цитирую обращение): «… связать северные населенные пункты, в которые вместе с гонкой приходит весна. Каюр медленно едет от села к селу с новостями, примечает по тундре, что где изменилось за год, – вот главный символ гонки «Берингия». Людям нужны долгие беседы за чаем и концерты для каюров, подготовленные северянами, их детьми. Плюс важна гуманитарная помощь, которая едет вместе с гонкой. Без этих элементов «Берингия» теряет смысл, исчезает наш дух – дух Севера. Нам не нужна спортивная гонка – северяне не любят слишком сильно торопиться».

Странно звучит, что главный символ гонки на собачьих упряжках «Берингия» заключается в том, что «каюр медленно едет от села к селу с новостями…». По-моему, гонка – это все-таки состязание, где побеждает сильнейший, т.е. быстрейший.

С одной стороны, если медленно ехать от села к селу, примечая, что изменилось в тундре под четырехметровым слоем снега, то это трудно назвать гонкой. Есть другое хорошее понятие – путешествие на собачьих упряжках: медленно, от села к селу, с длинными чаевками, песнями и плясками, гуманитарной помощью и т.п.

С другой стороны, местным каюрам действительно тяжело угнаться за профессиональными гонщиками, которые по итогу гонки занимают весь пьедестал почета и, соответственно, получают главные денежные призы.

Последние несколько лет призерами становились одни и те же люди, проживающие, как правило, в Москве. Московские каюры были лучше экипированы, имели лучших ездовых собак, облегченные спортивные нарты и были более выносливы по сравнению с местными участниками соревнований. Дело дошло до того, что в гонке «Берингия» в 2020 году захотели участвовать лишь два местных каюра: один из Петропавловска-Камчатского, второй – из Мильково, – которых даже с большой натяжкой трудно было отнести к камчатским представителям малочисленных народов Севера. Таким образом, ни один из каюров в 2020 году не мог похвастать своими национальными корнями.

Коммерциализация «Берингии» началась с приходом на Камчатку губернатора Алексея Кузьмицкого, ему даже присвоили звание «Почетный каюр Камчатки». С 2007 года на проведение гонки «Берингия» начали выделять значительно больше средств, чем прежде. Господин Кузьмицкий решил прославиться еще одной коммерческой гонкой (кроме «Берингии») – «Авачинским марафоном». Иностранные биатлонисты с мировыми именами прилетали на Камчатку, выигрывали главные призы почти на миллион долларов и уезжали. Эти состязания проводились в то время, когда родители местной детворы, занимающейся биатлоном, были вынуждены за свой счет приобретать патроны к винтовкам для проведения тренировок. Но этого бывшему губернатору было мало. Господину Кузьмицкому было невдомек, что деньги нужно вкладывать в первую очередь в развитие детско-юношеского спорта. Все великие спортсмены начинали свою карьеру в детских спортивных школах.

Что касается камчатских каюров, то даже в традиционной гонке кто-то будет победителем, т.е. доберется до финиша быстрее остальных. Он это сделает за счет того, что больше заботился о своих собаках, имеет лучшую экипировку, облегченные нарты и т.п. Может, начать присваивать первые места и денежные призы тому, кто приходит к финишу последним, или просто выделять местным каюрам деньги, сравнимые с призовым фондом, только за участие в соревнованиях? Еще лучше приравнять «Берингию» к национальному промыслу и финансировать национальных каюров не только во время соревнований, но и в остальное время. Кто мешает камчатским гонщикам на собачьих упряжках тренировать должным образом своих собак, покупать надлежащую экипировку, одним словом, серьезнее готовиться к проведению гонки. Тут надо выбирать: либо вы хотите, не торопясь, созерцать тундру, чаевничая в каждом национальном селе, либо побеждать.

Чудеса, конечно, случаются, но только в новогоднюю ночь и только у Деда Мороза.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ