СВЕТ В КОНЦЕ ТОНЕЛЯ

Печать

В походе за энергоэффективностью, энергосбережением и снижением  энерготарифов  для  Камчатского края

 О проблемах камчатской энергетики Владимир Семчев многое рассказал на страницах «Вестей» в 2015 году. («В» № 60 от 20.05.2015, № 62 03.06.2015).

Как уже известно, несколько лет назад Правительство России приняло решение об  экономическом  развитии Дальнего Востока.  

Но для развития нужна  дешевая электроэнергия, развитая транспортная инфраструктура, и стабильно растущее население. Для Камчатки эти вопросы оказались нерешенными из-за устаревшего энергетического оборудования, высокой цены на  энерготарифы и убыли населения. Выделяемые субсидии сыграли негативную роль для развития энергетики Дальнего Востока. Для Камчатского края проблемы с энергоносителями (газ, уголь, дизельное топливо, мазут) из-за высокой себестоимости остались основными.  Поставки газа для Центрального энергоузла за последнее время снизились на 40% от ранее гарантированного показателя  добычи с месторождения. Газа не будет вовсе.

 

В 2010 году правительство Камчатского края утвердило «Стратегию развития энергетики Камчатского края до 2025 года», определив в ней цели и задачи. Они, в основном,  сводились к трем показателям:  снижение цены энерготарифов в крае до средних общероссийских, строительство ГЭС (каскад  ГЭС на реке Жупанова) и перевод генерации в получении электроэнергии и тепла до 60% на возобновляемые энергоисточники (гидроэнергетику, геотермальное тепло, ветро-дизельную генерацию), тем самым замещая сжигание углеводородного топлива.

Вопросы энергетики, энергоэффективности и энергосбережения вновь приобрели свою актуальность. Этому способствовала длительная совместная  работа министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края совместно с многочисленными энергоснабжающими организациями Камчатского края. В основу этой работы положена актуализация «Стратегии развития энергетики Камчатского края  до 2025 года» с перспективой развития генерирующей мощности до 2030-2040 гг.

Ответ на вопрос: почему Камчатский край, имея дешевый в современной технологии производства возобновляемый энергетический потенциал с начала 1970 годов не воспользовался им и так долго находится в числе самых дорогих регионов страны в формировании себестоимости энерготарифов  – сложен и неоднозначен.

Одной из основных причин этого явления, по моему мнению, явилось, убыль населения в крае. По этой причине не формировалось общественное мнение населения, у людей не было стремления облегчить себе условия постоянного проживания на этой территории. Этому способствовала и однобокость развития промышленности в крае – развивалась, в основном, рыбная отрасль. Такое понятие, как «я – сезонник» прочно закреплялось  в умах приезжающих и уезжающих людей.  Отработал 15 лет, заработал северную пенсию, построил «гнездо» на материке и убыл. И так из года в год, десятилетие за десятилетием.

Без этого факта мы не сможем осознать, почему сейчас, спустя 28 лет, появился «свет в конце тоннеля». В начале 1970 года институтом «Ленгидропроект» профессионально и экономически обосновано было дано заключение об эффективности строительства  ГЭС на реках Камчатки, в том числе на реках Кроноцкая и Жупанова и его положительном влиянии на социально-экономическое развитие полуострова. Отсутствие инженерно-строительной инфраструктуры тех лет  не позволило  реализовать эти проекты.  Однако в 1988 году «Камчатскэнерго» совместно с институтом «Ленгидропроект» приступило к реализации строительства каскада ГЭС на реке Жупанова. Данный проект был утвержден в Госплане СССР, Минэнерго СССР, согласован администрацией Камчатки и обеспечен планом финансирования Госбюджета СССР.  Политические противоречия при  развале СССР и поспешная непродуманная отмена согласованного решения по строительству Жупановских ГЭС  через десять лет в 1998-2000 гг. привело к критической ситуации с энерготарифами в регионе. На  территории основного проживания населения Камчатского края – в городах  Петропавловск-Камчатский, Елизово, Вилючинск – в зимние холода были введены  веерные отключения электроэнергии и тепла по причине отсутствия средств у Камчатки на оплату мазута. Из окон квартир торчали дымовые трубы, перемерзала система отопления. Петропавловск-Камчатский  выглядел, как блокадный Ленинград и это в мирное время. В стране шли экономические реформы и средств на субсидии от Правительства России на покупку углеводородного топлива для Камчатки катастрофически не хватало. Сменившееся   руководство администрации  Камчатки в начале 1990 годов, исходя  из кризисного   энергоресурсного обеспечения, приняло решение на газификацию существующих генерирующих источников тепла и электроэнергии (ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2)  взамен строительства Жупановской ГЭС. Одновременно приступили к  строительству Толмачевского каскада малых  ГЭС.  Руководство  РАО ЕЭС России, не согласовывая свои действия с администрацией Камчатки, самостоятельно, через подведомственную структуру «Камчатскэнерго» начало строительство  Мутновских геотермальных станций. Как итог всех принятых несогласованных действий на фоне скачка  роста цен на энергоноситель (мазут) поэтапно пришли беды в энергетику Камчатки. Вначале непомерно выросла стоимость тарифов за электроэнергию и тепло от действующих ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. А ввод дополнительных генерирующих мощностей от Мутновской ГеоЭС и Толмачевского каскада ГЭС еще более усугубил положение – образовался переизбыток  дорогой  ненужной потребителям генерирующей мощности, за содержание которой платит и продолжает платить Камчатка. Тревожное положение в энергетике Камчатского края, несомненно, обеспокоило правительство Камчатского края, которое начало предпринимать меры по дальнейшему развитию отрасли.

29 сентября 2014 года губернатор В.И. Илюхин от имени правительства Камчатского края  обратился  к Президенту РФ за поддержкой. В обращении была просьба поручить «РусГидро» разработать проектную документацию на строительство   Жупановской ГЭС-1 в Камчатском крае. На обращение  была наложена резолюция: «Новаку А.В. (министру энергетики РФ) –  «Прошу рассмотреть и поддержать».

16 октября 2015 года в  адрес губернатора Камчатского края  от администрации президента  поступила рекомендация: «Правительству Камчатского края  проработать альтернативные варианты энергообеспечения региона в рамках мероприятий по корректировке  схемы и программы развития электроэнергетики Камчатского края». Предписывалось обеспечить выполнение рекомендаций в форме доклада Президенту Российской Федерации до 27 мая 2016 года.

30 ноября 2015 года был заключен договор № 11/2015 между  филиалом ПАО «Научно-технический центр Федеральной сетевой компании Единые энергетические системы»

г. Владивосток и КГБУ «Региональный центр развития энергетики и энергосбережения» Камчатского края:  «Актуализации стратегии развития энергетики Камчатского края на период до 2025 года» со сроком его исполнения до 30 августа 2016 года и с перспективой до 2040 года.  В данный договор вошли все рекомендации от Президента Российской Федерации.

26 апреля 2016 года  правительство Камчатского края обратилось к президенту с просьбой перенести срок представления доклада с 27 мая 2016 года на 1 сентября 2016 года.  Причиной переноса срока доклада послужила детальная проработка вариантов использования геотермальных ресурсов, целесообразность строительства ГЭС, в том числе на малых реках Камчатского края, с учетом выполнения работ по договору с институтом НТЦ г. Владивосток.

20 мая 2016 года приказом министра ЖКХ и энергетики Камчатского края из  представителей энергоресурсоснабжающих компаний региона в количестве 21-го участника была сформирована рабочая группа, которая на протяжении четырех месяцев работала с институтом по актуализации Стратегии развития энергетики Камчатского края. Рабочая группа отчиталась о своей работе на трех  заседаниях отраслевой группы Инвестиционного совета в Камчатском крае.

В процессе исполнения поручения ранее представленная информация от Минэнерго России в адрес Президента РФ претерпела существенные изменения, что привело к смене акцента в разработке Стратегии развития энергетики Камчатского края:

– ПАО «Газпром» в марте 2016 года представило уточненную информацию о снижении   объема  добычи газа в сравнении с лимитным соглашением на 40%  из-за его ограничения в запасах на месторождении, что противоречило ранее представленной информации в Минэнерго России: «Объемы добычи газа на ближайшие 15 лет не снижаются».

– ПАО «Газпром» терпит убытки в пределах 3,5 миллиарда рублей (информация за 2014 год) от поставки газа энергетикам Камчатки по цене реализации ниже экономически обоснованной.

– Мощности каскада Жупановских  ГЭС составляют:  ГЭС-1(270МВт.), ГЭС-2(90 МВт), ГЭС-3(55МВт) – суммарная  415 МВт, вместо указанных 270 МВт;  стоимость    строительства ГЭС – 1( 270 МВт.) составляет 48,8 млрд рублей вместо указанной 86,9 млрд рублей.

25 апреля 2016 года состоялось совещание под председательством Ю.П. Трутнева – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. На  совещании протоколом  № ЮТ-П9-29пр п.7  поручалось  Минэнерго России (А.В. Новаку) совместно с Минвостокразвития России, Правительством  Камчатского края, ПАО «Газпром», ПАО «РусГидро» и иными заинтересованными организациями  разработать и утвердить долгосрочную программу развития электросетевого и топливно-энергетического комплекса Камчатского края на период до 2030 года, с разработкой оптимального топливно-энергетического баланса на основе приоритетного развития возобновляемой геотермальной энергетики, ветро-дизельной энергетики и гидроэнергетики энергетического комплекса Камчатского края.  Срок исполнения – 30 сентября 2016 года.

16 августа 2016 года  состоялось третье по этой теме заседание отраслевой группы Инвестиционного совета в Камчатском крае. Принято решение  принять к сведению результат по одному из вариантов «Стратегии развития энергетики Камчатского края на период до 2025 года»  с перспективой до 2040 года.  Данный результат  решения рабочей группы в дальнейшем представится  в Минэнерго России от правительства Камчатского края.

26 августа 2016 года договор с владивостокским филиалом «НТЦ ФСК ЕЭС» выполнен. Документ принят в исполнении четырех объемных томах  с рекомендациями по энергоэффективному варианту развития энергетики Камчатского края (из пяти рассмотренных): «Строительство ГЭС-1 и ГЭС-2 на реке Жупанова; модернизация ТЭЦ-2; продолжение эксплуатации действующей генерации Мутновских  ГеоЭС и каскада Толмачевских ГЭС; консервация ТЭЦ-1 путем присоединения к ТЭЦ-2 теплосетей от ТЭЦ-1 и развитие комплексных газовых котельных с целью обеспечения теплоснабжения».

30 августа 2016 года представлен доклад по исполнению поручения президента от правительства Камчатского края. В докладе на основании вышеизложенного высказана просьба  Президенту РФ  поддержать позицию правительства  Камчатского края о необходимости строительства ГЭС-1 и ГЭС-2 на реке Жупанова  для обеспечения стабильного развития энергетики Камчатского края.   Также повторно высказана просьба о поручении  «РусГидро»  разработать проектную документацию на строительство каскада Жупановских ГЭС  в Камчатском крае за счет собственных средств.

1сентября 2016 года  на Восточном форуме в г. Владивостоке между «РусГидро» и правительством Камчатского края было подписано соглашение по развитию энергосистемы Камчатского края на период до 2030 года с разработкой оптимального топливно-энергетического баланса на основе приоритетного развития возобновляемой геотермальной энергетики, ветро-дизельной энергетики и гидроэнергетики энергетического комплекса Камчатского края

Благодаря огромной проделанной работе под руководством министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края наконец-то «забрезжил свет в конце тоннеля». Появилась надежда на реализацию планов получения надежной, бесперебойной, экологически чистой, возобновляемой   энергетики с общероссийским средним экономически обоснованным энерготарифом без всяких субсидий и вечным по природным запасам, о которых не надо думать!  В крае зарождается вид дешевой продукции – электроэнергия. Камчатский край стоит на пороге экономического возрождения и может повторить практически путь одной из самых обеспеченных в социально-экономическом отношении стран Европы – Исландии!

Но можно все испортить и погубить, как погубили стратегию развития энергетики и вслед за ней всю экономику Камчатского края в 1988 году.

Через 28 лет мы фактически вернулись (но в более худшем варианте) к реализации  Стратегии по развитию генерации энергетики  Камчатского края, которую начали в 1988 году.

Только представьте себе на миг, что было бы, если бы мы не отказались от строительства ГЭС на реке Жупанова  в 1988 году, которое фактически реализовывало утвержденный ныне вариант стратегического развития энергетики Камчатского края. ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 вполне надежно и бесперебойно обеспечивали бы электрической и тепловой мощностью потребителей с коэффициентом использования оборудования не менее чем на 80% (а не 18% – ТЭЦ-1 и 37% – ТЭЦ-2) в связи с вводом генерации Мутновских ГеоЭс и каскада Толмачевских Малых ГЭС. Каскад ГЭС на Жупанова мы ввели бы, начав организацию строительства в 1988 году, и закончили бы в 1995 году, плюс – минус два-три года. Тогда бы не знали о веерных отключениях электроэнергии и тепла в 1998-2000 гг. На Камчатке отпала бы необходимость в строительстве Мутновских ГеоЭС, Толмачевского каскада ГЭС и газопровода длиной в 400 км., что значительно облегчило бы формирование себестоимости энерготарифов. Страшно осознать, что натворили. Но не все потеряно!  Предложенный вариант реализации развития генерации в Стратегии до 2030-2040 г.г. позволит нам  с момента пуска ГЭС-1 на реке Жупанова (через 17 лет окупаемости вложенных инвестиций) достичь желаемую цель: снижение энерготарифа до среднероссийского, получить экологически чистую электроэнергию, теплоснабжение от тепла Земли и сохранить высокую степень надежности и бесперебойности, а также создать дополнительные рабочие места.

Реально появится возможность вернуть рыбную отрасль с моря  к глубокой переработке на берег Камчатского края из-за снижения стоимости энергетических затрат. Камчатский край  будет реализовывать два вида товарной продукции: рыбу и электроэнергию.

Проблема на рынках рыбной промышленности Камчатского края может решиться в положительную сторону в части обеспечения населения края.  С приходом летнего сезона  лосось идет на нерест в реки Камчатки в массовом количестве.  Это можно сравнить с Крымским полуостровом, когда у них в летний сезон цены на фрукты и овощи значительно снижаются, а у нас на наших рынках сезонный продукт (лосось), не выращенный нами, вырастает в цене.  Парадоксально, но из года в год  рыба для нас все дорожает и дорожает. И нет желаемого снижения цен до уровня цен на рыбную продукцию, как на Кольском полуострове и в центральной части России. Оправдывает эту ситуацию только то,  что у них стоимость электроэнергии в пределах 2 рубля 30 копеек, а у нас она доходит до 8 рублей. Генерация электроэнергии Кольского полуострова обеспечена атомной станцией на 53%, гидроэнергетикой на 45% и на 2% дизельной генерацией. Под ГЭС  на полуострове использован потенциал рек до 75%, а у нас 0,002%. И лосось у них приходит на нерест, и живут они за полярным кругом и до Москвы у них два часа лету. В России три полуострова, три мощных достойных гордости  морских щита России, но такие разные по условиям проживания населения.

И вина здесь не в  климатических условиях, транспортной удаленности и финансовой нагрузки на карман населения. Вина в нас, проживающих на этой территории,  ориентированных на бюджетное субсидирование от Правительства РФ, хотя у самих есть все,  чтоб нас не кормил бюджет страны. Мы можем быть не дотационным регионом, а быть донором в бюджете для России. Просто надо один раз сделать то, что доказано мировой практикой экономического развития стран и регионов в решении вопроса энергоэффективности и энергосбережения для себя, используя Богом данный энергоресурс (гидропотенциал рек и тепло Земли). Многие экономически развитые страны давно решили для себя это.  Они, используют этот ресурс на 90%, а нам советуют воздержаться(!).

И вот сейчас возник «свет в конце тоннеля». Как бы не погасить его сквознячком от нашего бездействия!

 Продолжение следует.

 Владимир СЕМЧЕВ