Налоги на три года: хватит ли для бездефицитного бюджета

Печать

Дума отказывает Правительству в праве самостоятельно распоряжаться 10 % расходов

Чрезвычайно редкий случай зафиксирован на пленарном заседании Госдумы в среду, 2 ноября: представители всех фракций выступили против правительственного предложения в законопроекте, посвященном поправкам в Бюджетный кодекс, о том, чтобы до 10 % бюджетных расходов (около 1,5 триллиона рублей) по закрытым статьям Минфин мог расходовать самостоятельно, без необходимости вносить изменения в федеральный бюджет.


 

Андрей Макаров, председатель Комитета по бюджету и налогам, усмотрел в такой инициативе попытку ограничить Госдуму в важнейшем праве – контролировать государственные расходы, и его, представителя «Единой России», поддержали все фракции. Наглядный пример, опровергающий утверждение, что «Единая Россия» безропотно поддерживает все правительственные новации.

Хватало критических замечаний и при обсуждении законопроекта, посвященных налоговым нововведениям на ближайшие три года.

Задача у Минфина России была непростой: сохранить номенклатуру налогов, но при этом собрать дополнительно не меньше триллиона рублей, чтобы начать процесс сокращения бюджетного дефицита, который пока составляет примерно 2,5 триллиона рублей. Да еще и учесть, что не стоит рисковать, наращивая прямое налоговое давление на население, ибо кризис нарастает, реальные доходы людей падают, и любая попытка изъять дополнительные суммы может усилить социальное напряжение.

Итак, откуда получит госказна дополнительные доходы? Будут изменены порядок и размеры так называемого переноса убытков в консолидированных группах налогоплательщиков (КГН), это новшество ставит целью пресечь маленькие полузаконные хитрости, которые позволяли юридическим лицам избегать уплаты налогов в полном объеме.

Увеличатся в два раза пени, начисляемые юридическим лицам, если они просрочат обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов свыше 30 дней.

Весьма существенна поправка, которая позволит быть чуть посвободнее дефицитным региональным бюджетам: она ограничит действие федеральных льгот по налогу на движимое имущество организаций. Около 111 миллиардов рублей – таков размер дополнительных доходов, которые могут поступить в распоряжение субъектов Федерации после того, как юридическая норма вступит в силу. Много это или мало? Более 30 % от суммы, которую регионы просят из госказны, чтобы в будущем году выполнять обязательства по долговым и социальным обязательствам.

И конечно, укрепление бюджета не обошлось без сырьевиков: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) будет исчисляться по-новому при добыче многокомпонентных комплексных руд, а его ставка для нефтяников и газовиков будет изменена. В сумме денежный эффект составит около 300 миллиардов рублей, притом что НДПИ будет увеличен в 2016 году на 306 рублей за тонну и на 357 и 428 рублей за тонну в 2018–2019 годах соответственно.

Но и простые граждане, прежде всего курильщики, любители выпить и их антагонисты – автомобилисты – будут вовлечены в благое дело: пополнить государственный кошелек. Акцизы, увеличение которых – верный и безотказный способ гарантированно повысить доходы бюджета, будут изменены с тем, чтобы дополнительно принести в распоряжение государства десятки миллиардов рублей. Но если возросшие ставки на алкоголь и табак затронут целевые группы наших сограждан, то изменения акцизов на нефтепродукты затронут интересы населения в целом, повлияв на уровень инфляции, увы, не в лучшую сторону: в себестоимости товаров расходы на логистику составляют до 30 %, а в цене транспортных услуг доля топлива может достигать 15 %. Вот это действительно достаточно неприятное последствие от повышения акциза на топливо (а он максимально, до 7 355 рублей к 2019 году, будет увеличен на самый востребованный в грузовых перевозках дизель) может привести к тому, что цены, пусть и незначительно, возрастут. И не получится ли так, как подчеркнул Андрей Макаров, что, получив доходы в одном месте, можно потерять их в другом?

А вот цены на пассажирские билеты и багаж по причине изменений в налоговом законодательстве не возрастут: и в дальнем сообщении, и в пригородных поездах ставка налога на добавленную стоимость будет установлена нулевая.

Начальный этап думской работы, итог которой – пакет документов, определяющих, как и на что будет жить страна в предстоящие три года, пройден, в первом чтении утверждены правительственные законопроекты. Пока практически без поправок, хотя по принципиальным моментам они будут. Это свидетельствует не о том, что депутаты плохо или недостаточно квалифицированно анализировали предложения Минфина; проблема в другом – нынешнее состояние экономики вместе со сформированной моделью управления не позволяет находить сколько-нибудь многообразные альтернативные варианты. Либо денег нет, либо нет возможности их перераспределить.

 

Автор: Юрий Скиданов

www.pnp.ru