ПРИШЛИ ПО-АНГЛИЙСКИ

Печать

Вымышленные приключения яхты «Абель Тасман»

 «На Камчатке военные моряки и яхтсмены не смогли друг друга понять», – скандальную новость под таким заголовком опубликовало накануне одно из местных информационных агентств. В материале излагалась душещипательная история о том, как яхта «Абель Тасман» под флагом Островов Кука (а не острова Кука, как указано в сообщении), якобы болталась туда-сюда по Авачинской бухте, в то время как военные моряки бригады кораблей охраны водного района беспомощно пытались что-то втолковать экипажу парусника на ломаном английском.


 

Отдадим должное солидным российским изданиям – они не стали бездумно подхватывать и цитировать откровенную «утку». Но несколько третьеразрядных новостных сайтов в Интернете скопировали сообщение, разлетевшееся таким образом по стране, обрастая при этом едкими комментариями читателей. Дескать, зачем нашим военным морякам английский, ведь не они же прибыли в Новую Зеландию…

Первым эту байку журналистам поведал заместитель председателя Камчатской федерации парусного спорта Сергей Смирнов, на которого ссылается агентство. Он рассказал, что одной из причин, по которой парусник не смог зайти в порт, стала невозможность коммуникации между иностранцами и военными моряками, которые не знают английского языка. «Военнослужащим с трудом удалось объяснить яхтсменам, что им следует встать на рейд в районе мыса Сигнальный», – сообщил Смирнов. Позднее он же признался: «Экипаж пока увидеть не удалось. Надеюсь, встретимся и познакомимся».

Не знаем, откуда господин Смирнов узнал о затруднениях незнакомых ему австрийца, бельгийца и британца, которых наши коллеги почему-то назвали «новозеландскими моряками». Но неужели представитель региональной яхтенной федерации не знаком с Федеральным законом № 155 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»? Читал ли он хоть раз Правила плавания, установленные в акватории морского порта Петропавловск-Камчатский? На наш взгляд, если бы он дал себе труд ознакомиться с этими документами, то не рассказывал бы корреспондентам страшилки, похожие на ахинею.

Специально для господина Смирнова поясним. Капитан любого иностранного судна, будь то огромный контейнеровоз или маленькая яхта, лично или через морского агента должен передать информацию о подходе за двое суток до пересечения линии между мысами Маячный и Безымянный. После этого, за 24 часа до назначенного времени, данную информацию следует подтвердить, а за четыре часа – уточнить еще раз. В свою очередь диспетчер порта за сутки до подхода судна заграничного следования обязан проинформировать об этом дежурного отделения пограничного контроля, а за два часа передать ему уточненное время прибытия судна в порт. Это во-первых.

Во-вторых, для всех иностранных судов, опять-таки от контейнеровоза до яхты, в Авачинской губе и на подходах к ней обязательной является лоцманская проводка. Но из этого правила есть несколько исключений. В частности, администрация морского порта имеет право освобождать капитанов маломерных судов, к каковым относится «Абель Тасман», от обязательной лоцманской проводки. Но в этом случае представитель агентской фирмы должен ознакомить зарубежного капитана со схемами акватории порта, якорных стоянок и границ рейдов.

Мы связались с исполняющим обязанности капитана морского порта Петропавловск-Камчатский Константином Буковневым. Он подтвердил, что капитан яхты «Абель Тасман» еще в марте подал в администрацию порта заявление о намерении посетить наш город, с указанием конкретных сроков визита. Тогда же яхтсмены заключили договор об агентском обслуживании с камчатской компанией «Моркамсервис», которая взяла на себя заботу об обеспечении прихода парусника, его пребывания в порту и отхода из краевого центра. Все необходимые уведомления при подходе к Авачинской губе экипаж яхты передал точно в срок.

В «Моркамсервисе» корреспонденту «Вестей» эту информацию подтвердили, добавив, что все переговоры с пограничниками капитан яхты, названной в честь первооткрывателя Новой Зеландии, вел через переводчика на английском языке. Проблема со швартовкой «Абеля Тасмана» возникла лишь оттого, что в воскресенье, когда иностранцы вошли в Авачинскую губу, здесь разыгрался западный ветер. Его порывы достигали 20 метров в секунду. В таких условиях парусное судно никак не могло подойти к восьмому причалу, расположенному на территории рыбного порта. Пришлось встать на якорь и оставаться на рейде до понедельника. Все остальное – плод бурного воображения заместителя председателя парусной федерации.

Понятно, что Сергей Смирнов волен выдумывать все, что его душе угодно. Более того, он вправе рассказывать сказочные истории на каждом углу, не особенно заботясь о том, чтобы они соответствовали действительности. Но нашим коллегам неплохо было бы научиться проверять сведения, получаемые от различных фантазеров. Этого, кстати, требует пункт 2 статьи 49 Закона РФ № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Кстати, сам господин Смирнов, видимо, поняв, что его чересчур занесло, на другой день сделал еще одно заявление. Его смысл сводился к тому, что «в охране водного района работают корректные люди». Про уровень знания военными моряками иностранных языков он больше не заикался. Но при этом тут же обвинил в вымышленных приключениях иностранной яхты некие известные ему одному ведомственные инструкции. Мол, они «не сильно лояльны к внезапному появлению иностранных гостей».

Чепуху о внезапности прихода яхты под флагом Островов Куку в Петропавловск мы не будем даже комментировать. Добавим только, что среди читателей информационной «утки» нашлись не только злопыхатели, но и вполне здравомыслящие люди. Один из них написал в комментариях буквально следующее: «Опытные яхтсмены решают подобные вопросы заранее, связываясь с береговыми службами и коллегами из местных яхт-клубов. Проще всего обгадить наших военных, как это сделал Сергей Смирнов, привлекая к себе внимание и преследуя свои интересы».

«Абель Тасман» покинул Камчатку в среду, 24 мая.

Дмитрий ЧЕРНОВ