13 Апреля 2016
С 1 февраля этого года в Петропавловске-Камчатском не утихают споры о том, в какую дверь нужно заходить при посадке в маршрутные автобусы и, соответственно, в какую выходить. Порядок входа-выхода пассажиров при поездках на городских автобусах был изменен решением очередного собрания членов некоммерческой организации «Камчатский транспортный союз». Теперь мы дружно учимся и привыкаем заходить в переднюю дверь и выходить, извините, в зад-нюю.
Изначально подобные дебаты мне напомнили баталии между партиями тупоконечников и остроконечников, описанные в произведении гениального сатирика. Ну, захотелось владельцам муниципального транспорта поменять порядок посадки пассажиров, что тут страшного? Приготовьте заранее денежку и спокойно идите в переднюю дверь. В конце концов, мы все бываем в других городах и странах, там тоже свои правила посадки – высадки, никто от этого еще не пострадал.
Лично меня возмутило отношение к нововведениям самих водителей автобусов. В один прекрасный день, попытавшись войти в переднюю дверь, я и другие потенциальные пассажиры наткнулись на огромный амбарный замок, который владелец транспорта приварил к створке. Таким образом, нам, баранам, давали понять, что здесь хода нет. Хорошо. Пусть у данного шофера такое своеобразное чувство юмора, или его в детстве некому было воспитывать, остальные его коллеги так не поступают. Но через некоторое время я вновь была вынуждена метаться между дверями, поскольку, входя в автобус, не удосужилась прочитать таблички, написанные для таких, как я, и опять все перепутала. В коммерчес-ком автобусе, следовавшем по маршруту № 22, по-прежнему нужно было заходить в заднюю дверь. Его водитель, назвавшийся Владимиром, мне объяснил, что все эти нововведения – ерунда. Проблему «зай-
цев» они не решают. Вон в метро, например, турникеты стоят, рамки, контролеров полно, а безбилетников все равно немало. Нужно, прежде всего, думать об удобстве пассажиров, которым привычнее войти в автобус, приготовить денежку в комфортных условиях и расплатиться на выходе.
Тут еще в редакцию пришло гневное письмо от читательницы Г.С. Дорониной, по мнению которой: «…изменения схемы привели к ухудшению безопасности пассажиров и нарушении их гражданских прав и свобод. Так, следуя настоящей схеме, гражданин должен оплатить проезд при входе в автобус. Это в час пик приводит к скоплению и толчее у передней двери автобуса. Корейские автобусы, используемые в городских автобусных перевозках, имеют узкую переднюю дверь, в которую граждане могут подниматься по одному. Кроме того, искусственно вызываемая толчея и давка при входе создают предпосылки для карманных краж. Кроме того, возникает проблема при посадке в автобусы пассажиров с детьми, инвалидов при отсутствии видимых признаков инвалидности. Да и к возможности определения подлинности проездных водителями автобусов, не имеющих экспертного образования, следует отнестись критически. Водитель отвлекается от дороги на вычисление «потенциальных зайцев», на расчет с пассажирами. Не соблюдается интервал движения автобусов. В то же время граждан, прибывших к своему месту назначения, насильно удерживают в автобусе и не дают его покинуть до момента окончания посадки пассажиров и оплаты ими за проезд. Таким образом, нарушаются мои личные права и права неопределенного круга граждан на свободу передвижения. Хотелось бы знать, на каком основании перевозчик решает свои проблемы за счет потребителя услуг – пассажира, за счет удобства посадки и комфорта поездки. Свои проблемы перевозчик вполне мог бы решить за счет привлечения кондукторов».
Прежде чем обратиться в редакцию, читательница отправила запросы в Управление юстиции по Камчатскому краю, прокуратуру Пет-ропавловска-Камчатского и транспортную прокуратуру Камчатского края, в которых просила разъяснить, имеют ли право предприниматели принимать нормативно-правовые акты. В результате пришли ответы из совсем других организаций, два из которых от начальника МАУ «Управление пассажирского транспорта Пет-ропавловск-Камчатского городского округа» А.Г. Сабурова, где разъясняются правовые нормы перевозки пассажиров. В обоих ответах одинаковый последний абзац, который вызвал недоумение уже у редакции. А именно: «…перевозчики не превысили свои должностные полномочия, выразившиеся в принятии нормативно-правового акта об изменении порядка посадки пассажиров в транспортные средства, осуществляющие пассажирские перевозки по регулярным маршрутам на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, а также в нарушении федерального и регионального законодательства». Поэтому редакция берет на себя смелость разъяснить читателям, а заодно и г-ну Сабурову, что предприниматели не имеют права издавать какие-либо нормативно-правовые акты. Собственно они этого и не делали. Просто приняли решение, которое не противоречит существующему законодательству, а значит, имеет право на существование.
Заместитель руководителя Управления городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Сергей Шеременко считает, что изменение порядка входа – выхода пассажиров в/из пассажирских автобусов уже давно нужно было изменить, поскольку гражданин обязан сначала оплатить проезд – и только в этом случае он признается пассажиром, а договор перевозки считается заключенным. Это означает наличие необходимости оплатить проезд либо в начале перевозки при входе водителю или кондуктору, либо предъявить документ (месячный проездной билет), подтвердив тем самым факт оплаты заранее до осуществления перевозки. Сергей Викторович добавил, что в настоящее время начинается научно-исследовательская работа «Комплексное развитие транспортной системы Пет-ропавловск-Камчатского городского округа на период до 2020 года», в которой предусмотрены мероприятия, влияющие на основные параметры транспортной системы города, в том числе маршрутная сеть городского общественного транспорта (оптимизация интервалов и расписания движения пассажирского транспорта, ввод новых маршрутов и ликвидация дублирующих), переименование остановочных пунк-тов.
Такого же мнения придерживается и президент некоммерческой организации «Камчатский транспортный союз» Алексей Сергеев, который считает, что привычка заходить в автобус через передние двери всего лишь дело времени, скоро все привыкнут и нововведение перестанет раздражать пассажиров. А члены возглавляемого им союза в настоящее время больше озабочены тем, чтобы заставить водителей в обязательном порядке выдавать пассажирам билеты, для чего проводятся инструктажи водителей, проходят рейды на маршрутах пассажирского транспорта.
Летом 2015 года вступил в силу федеральный закон № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа…», призванный навести порядок во всех транспортных отраслях. Основная задача – выстроить единый рынок межмуниципальных и муниципальных перево-
зок с жестким государственным контролем за безопасностью и качеством работы в этой сфере. Одно из новшеств в том, что значительная часть полномочий по организации работы пассажирского транспорта передана муниципалитетам. Резон простой: на местах виднее, как организовать работу перевозчиков, в том числе сформировать маршруты, графики движения и даже в какие двери заходить, а в какие – выходить пассажирам автобусов.
Что касается Петропавловска-Камчатского, то здесь планируется постепенный, а с 2017 года полный отказ от услуг владельцев коммерческих автобусов. Причин на то много, наиболее весомые из которых: частники в основном «снимают сливки» на наиболее прибыльных маршрутах, игнорируя линии с небольшим количеством пассажиров, и их практичес-
ки невозможно заставить придерживаться общепринятых правил перевозки. Но реально ли только муниципальным транспортом полностью решить проблему пассажироперевозок в краевом центре? Мы все до сих пор находимся под тяжелым впечатлением от решения мэрии отменить автобусное движение в городе из-за ухудшившихся погодных условий 16 марта после обеда, когда большинство потенциальных пассажиров возвращались с работы и были брошены замерзать на остановках.
Пока очевидно одно: в нашем краевом центре «прогрессивные» нововведения начались именно с дверей автобусов. По крайней мере, для горожан. Лично меня уже приучили садиться в переднюю дверь, но билет я заполучила только один раз, в прошлый четверг, когда самостоятельно оторвала его от зажатой большой скрепкой стопки, валявшейся рядом с тарелочкой для мелочи. Так что пока все выглядит довольно бессмысленно. Для удобства муниципалов уберут конкурирующих частников, соответственно доходы повысятся. Пассажиров уже научили находить нужные двери, чтобы водитель был спокоен: безбилетники не пройдут. Хотя это спорный вопрос, довольно легко можно войти и выйти через заднюю дверь, не расплатившись. Как государство будет контролировать доходы перевозчиков, непонятно, билеты в руки пассажиров попадают крайне редко, а кондукторов, скорее всего, в наших автобусах не будет (это дополнительные расходы). Давно никто не видел на маршрутах и конт-
ролеров, но даже если таковые появятся, пассажиры дружно скажут, что билеты им водитель не выдал. Учитывая все вышесказанное, так и остается непонятным, какая разница, в какие двери заходить. Даже если пассажиры будут получать билеты при выходе из автобуса, как это может повлиять на рентабельность автоперевозок в целом? А вот пассажирам, особенно учитывая камчатские погодные условия, гораздо удобнее расплачиваться за проезд на выходе. Но референдум по этому поводу никто проводить не собирается.