Фильм «Девятаев»: реалии и вымысел

Печать
PDF

Военная драма Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова «Девятаев» лидером российского проката не стала. Хотя, казалось бы, время для ее выхода на экраны выбрано самое удачное. Мало того, что прокат фильма стартовал накануне Дня Победы, когда патриотически настроенная часть российского общества обостренно воспринимает все, что связано с Великой Отечественной войной, и в целом с боевым прошлым Отечества. Мы еще имели десять майских выходных, неблагоприятные погодные условия которых в большинстве российских регионов делали поход в кино самым привлекательным видом отдыха.

И массы в кинотеатры двинулись, но отдавали при этом предпочтение триллеру Гая Ричи «Гнев человеческий», который по сборам опередил российскую ленту на фиксируемом отрезке с 29 апреля по 2 мая в два раза. Первая причина такой избирательности, как известный субстрат, болтается на поверхности. Современный отечественный кинематограф в подавляющем большинстве своих изделий, выбрасывая на экраны все тот же субстрат, давно лимит зрительского доверия исчерпал. Далеко не все смогут перешагнуть через устоявшийся иммунитет к российскому кино, даже при условии, что фильм Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова из этого печального ряда несколько выпадает. Отряхнувшись от «елочной» мишуры, они создали картину, которая оторвалась от среднестатистической творческой единицы современного, как принято говорить, русского кино, имя которому халтура.

Фильм «Девятаев», основанный на реальных событиях, с отчетливыми элементами клипово-комиксовой стилистики повествует об истории побега в феврале 1945 года десяти советских военнопленных из гитлеровского лагеря смерти на немецком бомбардировщике «Хейнкель-111», который пилотировал гвардии старший лейтенант Михаил Девятаев.

И все-таки к фильму возникает много вопросов. Хорошая режиссура, уверенная, иногда даже вызывающая сопереживание игра актеров не смогли спасти откровенно слабый сценарий с плохой логической взаимосвязью событий и поступков героев. Да и мировоззренческие парадигмы ленты, характерные в целом для российского кинематографа, не повышают эстетических притязаний фильма. За 118 минут экранного времени не прозвучало таких слов, как Советский Союз, большевик, комсомолец, Родина… И это при условии, что речь идет о бойцах и командирах Красной Армии, которых не сломили ужасы гитлеровского плена.

Зато вымышленному персонажу – предателю, перешедшему на сторону фашистов, Николаю Ларину, не только уделяется почти столько же внимания, как и главному герою. Более того, создается впечатление, что авторы ленты симпатизируют ему, стараясь найти оправдание отступничеству, наказание за которое еще 300 лет назад весьма образно обозначил великий российский государь Петр I: «Кто к знамени присягал единожды, тот у оного и до смерти стоять должен. Ежели уйдет и в том пойман будет, то оной петлю заслужит и жизнь потеряет».

Вторая причина умеренного зрительского интереса к фильму кроется в его жанре. Отечественная военная драма популярна лишь у незначительной части российской киноаудитории, что обусловлено глубоко укоренившимся в сознании наших сограждан историческим нигилизмом.

Усилия по шельмованию родного прошлого принесли результат. Значительное число наших сограждан склонны относиться к истории страны как к чему-то постыдному, за которое необходимо каяться перед всем остальным миром.

Сегодня в России с искажением истории начинают бороться на законодательном уровне. Приняты или готовятся к принятию соответствующие правовые акты, которые призваны в отечественной исторической науке, в вузовском и школьном преподавании, во всяком случае касательно Второй мировой войны, расставить точки над i. Но три с лишним десятилетия откровенной мифологизации, принижающей роль нашей страны в победе над фашизмом, еще очень долго будут давать о себе знать.

Тем более что многие из тех наших соотечественников, кто в силу своих прямых обязанностей должен стоять на страже исторической истины, начинают анализировать и исправлять существующие тенденции лишь после того, как поступит соответствующее указание сверху. Недавняя ситуация с учебниками истории, «забывшими» о Сталинградской битве, на которые обратил внимание президент, дополнительное тому подтверждение. Вспоминал Владимир Путин и про историческое отечественное кино, раскритиковав в нем моду на «оголтелых энкавэдешников». Без сотрудников НКВД не обошлось и в «Девятаеве». Не удивлюсь, если окажется, что после слов президента авторы фильма кое-что подмонтировали в ленте, сократив ее «репрессивную» часть. О ней вспомним чуть ниже.

Во многих рецензиях авторы задаются вопросам о причинах, по которым авторы «Девятаева» решили скорректировать историю плена и побега советского летчика. Реальные события развивались значительно острее и драматичнее, чем в экранизированном варианте. Я сейчас не собираюсь перечислять многочисленные благоглупости сценария как, например, совершенно секретные документы, оставленные в пустом самолете. За такие вещи, господа, в условиях военного времени грозит расстрел. Уже в более поздние времена появилась версия, что на немецком бомбардировщике находилась некая секретная аппаратура для слежения за ФАУ-2. Но сохранившийся протокол осмотра «Хейнкель-111» сотрудниками Смерш не оставляет следа от легенды: «В самолете, кроме трех бортовых пулеметов, никакого вооружения и посторонних предметов не обнаружено». О секретных документах и аппаратуре не упоминает в мемуарах и сам Девятаев.

Но, действительно, почему авторы пошли на вымысел там, где правда жизни гораздо ярче надуманных коллизий?

Михаил Девятаев в воздушном бою над оккупированной территорией Западной Украины 13 июля 1944 года уничтожает свой десятый самолет противника. Но и его машину сбивают. После допроса в Абвере и лечения в госпитале офицера направили в лагерь советских летчиков, располагавшийся в польском городе Лодзь. Откуда лагерь, к которому приближается линия фронта, вскоре эвакуируют под Берлин. Здесь и предпринимает Михаил Девятаев первую попытку побега.

В фильме она изображена как шизофренически отчаянное усилие просто бежать. Девятаев и безымянный советский летчик мчатся по летному полю в неизвестном направлении и с неизвестной целью. Их настигает десяток гитлеровцев во главе с бывшим другом главного героя фильма Николаем Лариным.

С помощью этого персонажа авторы фильмы впервые рассказывают зрителям, что существовал в Красной Армии приказ № 270 от 16 августа 1941 года «Об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу оружия». О нем в фильме напоминают еще несколько раз, видимо, чтобы подчеркнуть, за какую ужасную страну воевали Девятаев и его товарищи. Только в этом случае становится непонятно, почему они, а также миллионы других советских военнопленных стремились вернуться в Советский Союз, а не выбрали путь Николая Ларина и иже с ним.

Характерно в этом отношении название книги одного из активных организаторов побега с балтийского острова лейтенанта Ивана Кривоногова – «Родина зовет». Он, так же как и Михаил Девятаев, попал на Узедом после неудачной попытки побега, готовясь к которому, убил лагерного полицая.

Приказ № 270 – суровый, страшный документ, появление которого вызвали исключительные обстоятельства. Его первый пункт гласил «Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров».

Приказ гитлеровцы действительно небезуспешно использовали в работе среди военнопленных. Но все дело в том, что Михаил Девятаев под действие приказа № 270 не подпадал. В последнем бою летчик получил ранение в ногу и левое плечо. В момент пленения он находился без сознания. В фильме о ранении летчика не упоминается. В противном случае авторам фильма пришлось бы аккуратнее обходиться с приказом № 270. Может быть, ради всей этой установочной парадигмы и затеяли авторы фильма корректировку действительных событий.

В реальной истории не испугались того самого приказа решившие бежать из лагеря летного состава, куда попал Михаил Девятаев, все 47 офицеров, находившихся в бараке. Они сумели уговорить пленного советского доктора Воробьева сформировать у майоров Вандышева и Кравцова опухоли. Немцы перестали офицеров направлять на работы. Летчики, оставшись в бараке, как рассказал Девятаев, «в угловой комнате под койкой прорезали половицы и спустились в подвал». В нем по ночам в течение двух с половиной месяцев советские летчики вели подкоп. Прокопали больше 30 метров. Когда до свободы оставалось совсем немного, провокатор рассказал гитлеровцам о готовящемся побеге.

Советских офицеров лишили еды и воды, и начали этапировать в другие лагеря. Девятаев вместе с лейтенантами Иваном Подцуло и Аркадием Цоном оказались в берлинской тюрьме гестапо. Оттуда после десятидневных допросов летчиков направляют в лагерь Заксенхаузен.

Вновь предоставим слово самому Михаилу Девятаеву: «Здесь советские люди спасают меня тем, что после соответствующего инструктажа я получил документы одного убитого советского военнопленного и оказался не Девятаевым, а Никитенко, сельским учителем из-под Киева. Находился 40 суток в штрафном блоке, откуда советские люди делают мне перевод в общую систему для всех заключенных».

Видимо, в Заксенхаузене существовала подпольная организация военнопленных, которая помогла Девятаеву и его товарищам избежать гибели. Упоминание о ней также не вписывается в концепцию фильма. В нем от гибели Девятаева спасает сердобольный парикмахер-одиночка. В реальности штрафной блок покидают все три летчика. 28 октября 1944 года их в составе большой группы военнопленных оправляют на медкомиссию для определения пригодности к дальнейшему использованию. Иван Подцуло и Аркадий Цон попадают на шахты во Францию, Девятаева – в составе группы из 500 человек посылают на остров Узедом в Балтийском море. Это был билет в один конец. На острове располагался ракетный центр гитлеровской Германии. Вернуться оттуда военнопленные шансов не имели.

Дальше сюжет фильма и реальные события, исключая появление в лагере Николая Ларина, который по заданию гестапо пытается найти бывшего друга, перекликаются достаточно тесно.

8 февраля 1945 года Михаил Девятаев и с ним девять военнопленных на захваченном бомбардировщике «Хейнкель-111» совершают побег…

Теперь о злобных чекистах. В нашей ленте один из них появляется весьма театрально, как бы материализуясь из ничего, но при всех отличительных знаках сотрудника Народного комиссариата государственной безопасности СССР, чтобы задать направленному после побега в госпиталь Девятаеву несколько неудобных вопросов.

Их задавали всем без исключения бывшим военнопленным. Но только авторам фильма следовало бы знать, что фильтрационные мероприятия проводили не сотрудники НКГБ, а их коллеги из Смерша, организационно входившего в состав Наркомата обороны, и форму сотрудников госбезопасности они априори носить не могли. Фильтрационные мероприятия проводились для выявления гитлеровской агентуры и их пособников, которые засылались в советский тыл и Действующую армию с легендированием под бежавших военнопленных.

Тех, кто сомневается в существовании таковых, адресую к цитате из мемуаров главы политической разведки гитлеровской Германии Вальтера Шелленберга: «В лагерях для военнопленных отбирались тысячи русских, которых после обучения забрасывали на парашютах вглубь русской территории. Их основной задачей, наряду с передачей текущей информации, было политическое разложение населения и диверсии. Другие группы предназначались для борьбы с партизанами, для чего их забрасывали в качестве наших агентов к русским партизанам».

В еще больших масштабах, чем политическая разведка, вербовочную работу среди советских военнопленных вел Абвер.

Семь спутников Девятаева, солдаты и сержанты, проверочные мероприятия прошли быстро. 23 марта они вернулись в состав Действующей армии. В живых остался лишь один. Пятеро погибли на пути к Берлину, шестой – на Дальнем Востоке, во время советско-японской войны. Офицеры – Михаил Девятаев, Иван Кривоногов, Михаил Емец – в соответствии с действующими правилами фильтрационные мероприятия проходили дольше. Но никто из них, как утверждается в некоторых публикациях, в лагерях не сидел. Довелось даже прочесть, что Девятаева отправили в тот же лагерь в Польше и даже в тот же барак, где летчика держали в плену гитлеровцы. Достоверно известно, что Девятаев, Кривоногов и Емец фильтрационные мероприятия проходили в Псковской области в составе запасной стрелковой дивизии. К семье, проживавшей в Казани, летчик вернулся в уже в декабре 1945 года. А звание Героя Советского Союза ему присвоят только спустя 12 лет после окончания Великой Отечественной войны.

К числу легенд относится и версия о том, что в сентябре 1945 года будущий руководитель советской космической отрасли Сергей Королев привлекал Михаила Девятаева к консультациям на острове Узедом. Ни в одном из документов нет свидетельства о том, что они были знакомы. Ничего о своей поездке летом и осенью 1945 года на остров не рассказывает и сам Девятаев. Да и что мог сообщить бывший пленный, который видел ФАУ-2 лишь издалека.

Таковы реальная и вымышленная истории подвига Михаила Девятаева. Тем, кто заинтересовался судьбой этого замечательного человека, рекомендую прочесть его книги «Побег из ада», «Полет к солнцу».

История Великой Отечественной войны знает и другие примеры побега из плена советских летчиков на вражеских самолетах.

11 августа 1943 года вблизи деревни Бринино Новгородской области совершил посадку легкий самолет «Шторх». На его борту находились летчик Николай Лошаков и красноармеец Иван Денисюк. Они совершили побег из лагеря, находившегося вблизи города Остров Псковской области.

4 октября того же года побег из плена на таком же самолете совершили лейтенант Аркадий Калязин и сержант Владимир Крупский. Они взлетели с рижского аэродрома и приземлились в расположении наших войск в районе Ржева.

Был и еще один уникальный случай, когда 3 июля 1944 года одновременно три легких ночных бомбардировщика «Арадо-145А» гитлеровцев совершили посадку в расположении белорусских партизан. Эти машины принадлежали авиационному полку коллаборационистской, так называемой Русской освободительной армии. Часть дислоцировалась в районе города Лиды Гродненской области. «Арадо-145А» использовались для бомбардировок партизан. Пилотировали машины советские летчики, давшие согласие сотрудничать с гитлеровцами, но при первом же удобном случае они нашли в себе силы и мужество вернуться к своим.

Владимир СЛАБУКА

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."