ДЕТЕКТИВЫ ПРЕЖНИХ ДНЕЙ

Печать
PDF

(Продолжение. Начало «В» от 30.11.2022, от 07.12.2022)

Царевич Дмитрий. Утонул или простудился?

После того как возмужавший Иван IV избавился от боярской опеки и потребовал от митрополита Московского и всея Руси Макария в 1547 году венчать его на царство по византийскому обычаю, никто не осмеливался озвучивать или хотя бы намекать на неопределенные обстоятельства рождения московского владыки. Молодой государь уже в отрочестве продемонстрировал крутой нрав. В 13 лет он приказал псарям убить не в меру обнаглевшего одного из опекунов – Андрея Шуйского. В дальнейшем и нрав царский становился всё более буйным, и изобретаемые Иваном IV казни даже по меркам не слишком гуманного XVI века ужасали современников.

Ограничусь описаниям лишь одной из них, которой царь всея Руси подверг почти друга и ближайшего советника врача и астролога Елисея Бомелия. И если многие жертвы Ивана IV, по фразеологии того времени, «вины на себе не имели», то Бомелия обоснованно подозревали в шпионаже на польского и шведского королей. Он также считался большим специалистом по ядам. По мнению современников, лекарь многократно их использовал по указанию московского владыки. В 1579 году почувствовав, что гнев царский на него вот-вот обрушится, Бомелий, прихватив немалые богатства, накопленные в России, попытался через Псков сбежать за рубеж. Через сутки его поймали и вернули в Москву.

Вздернув на дыбу, пытали Бомелия страшно. Ноги ему вывернули пятками вперед, бичевали проволочным кнутом, каждый удар которого оставлял на теле глубокие порезы. Затем лекаря-астролога привязали к вертелу и жарили живьём. Когда он терял сознание, его приводили в чувство и продолжали истязания. Уже полумертвого Бомелия бросили в тюрьму, где он спустя пару часов скончался.

Объективности ради стоит отметить, что первый этап царствования Ивана IV не знал подобных жестокостей. Этот период отмечен реформами государственного управления, военного дела, изданием новой редакции русского Судебника, проведением Стоглавого собора, присоединением к русскому государству территорий Казанского и Астраханского ханств, другими позитивными изменениями.

Современники отмечали и нравственное преображение царя, еще совсем недавно любившего наблюдать за травлей неугодных ему людей собаками и медведями. Духовную трансформацию Ивана IV современники справедливо связывали с его женой Анастасией Захарьиной-Юрьевой, которую царь, исходя из той информации, которой мы располагаем, по-настоящему любил.

Тринадцать с половиной лет продлился их брак. За это время царица родила шестерых детей. Первым на свет в 1552 году появился Дмитрий. Весть о рождении наследника пришла к Ивану IV во время его возвращения из победоносного похода на Казань. Въезжая в восторженно встречавшую его столицу, монарх с нетерпением ожидал окончания длительного церемониала, чтобы взглянуть на первенца и любимую супругу.

Но радость длилась недолго. Вскоре царь тяжело заболел. Иван IV достаточно долгое время находился в настолько критическом состоянии, что часть бояр, других людей из ближнего окружения монарха посчитали неизбежной скорую смерть царя. И многие из них, вопреки воле московского владыки, отказались присягать царевичу Дмитрию, которому исполнилось несколько месяцев.

Болезнь отступила от царя. Некоторые современные историки считают, что Иван IV, выражаясь современным языком, симулировал смертельный недуг, желая испытать верность ближнего окружения. Но после мнимого или реального выздоровления царь длительное время не преследовал князей, бояр и думных дьяков, отказавшихся присягать царевичу Дмитрию.

Увы, наследника вскоре не станет.

После выздоровления царь с супругой и младенцем Дмитрием в мае 1553 года отправились на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь. Основная часть пути Ивана IV и его свиты проходила по рекам. На притоке Волге – Шексне при сходе на берег кормилицы с ребенком на руках и родственников царицы Данилы Романовича и Василия Михайловича Захарьиных-Юрьевых сходни подломились, и все четверо оказались в воде. Взрослые сумели спастись, ребенок захлебнулся.

Происшествие с мостками царь отказался отнести к разряду случайностей. Но следствие с дыбой и раскаленным железом результатов, на которые рассчитывал Иван IV, не принесло. Сегодня принято считать, что смерть царевича Дмитрия – результат трагической случайности. Есть также версия, согласно которой младенец умер, простудившись в дороге. Иная точка зрения существует о причинах смерти царицы Анастасии, которая скончалась спустя семь лет после гибели первенца. Недолгое время проболев, она умерла в августе 1560 года.

Иван IV считал, что его супругу отравили. Проведенный в 2000 году спектральный анализ темно-русой косы царицы Анастасии позволяет нам принять сторону московского владыки. В волосах его супруги обнаружена громадная концентрация ртути, мышьяка и свинца.

Царь заподозрит в причастности к отравлению царицы своих ближних советников – протопопа Сильвестра и окольничего Алексея Адашева. С ними у Анастасии действительно возникли по каким-то не очень понятным нам причинам напряженные отношения. Известно, что царица в государственные дела не вмешивалась, поэтому трудно понять причину неприязни между ней и ближайшими советниками царя. Сомнительно, что протопоп и окольничий имели отношение к отравлению, но на них якобы указала под пытками некая полячка Магдалена, жившая в доме у Адашева. Видимо, полной уверенности в их виновности и у Ивана IV не возникло. Скорой и лютой казни бывших советников не последовало.

Царь отправит Сильвестра, который также во время болезни монарха отказался присягать Дмитрию, на покаяние в Кирилло-Белозерский монастырь, затем его переведут в Соловки, где он мирно и завершит свои дни под именем монаха Спиридона. Алексей Адашев, хоть никогда до этого не привлекался к ратным делам, получит назначение воеводой в дальнюю крепость в Ливонии. Но уже совсем скоро царь решит, что наказан бывший окольничий слишком мягко, и потребует его возвращения в Москву. По одной версии Алексей Адашев, опасаясь лютой расправы, сам примет яд, по другой – скончается в Дерпте в 1561 году, тяжело заболев.

Из шести детей, рожденных царицей Анастасией, до зрелого возраста доживут Иван и Федор. И хотя именно Федор станет последним царем из династии Рюриковичей, значительно большее место в исторической памяти россиян занимает его старший брат Иван Иванович, во многом благодаря знаменитой картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

Две самые таинственные смерти русской истории

Скажу сразу, современные историки не знают, стал ли роковым удар Ивана IV для его сына Ивана Ивановича младшего, родившегося 28 марта 1554 года. Долгое время бытовала версия, озвученная папским послом в Москве иезуитом Антонио Поссевито и другими иностранцами о том, что царь и его наследник поссорились из-за побоев, нанесенных свекром невестке. Иван Молодой вступился за супругу, за что и получил удар посохом по голове. Рана оказалась серьезной, и царевич спустя одиннадцать дней скончался.

Ссора из-за супруги вполне могла вспыхнуть между отцом и сыном.

Иван Иванович Молодой к моменту своей смерти 19 ноября 1581 года венчался трижды. Две первые его супруги – Евдокия Сабурова и Параскева Соловая по распоряжению царя отравились в монастырь. Острое недовольство Ивана IV вызывала их бездетность. Хотя здесь, как и в случае с Василием III, причина могла скрываться в состоянии репродуктивного здоровья самого наследника. Последней женой Ивана Ивановича стала Елена Шереметьева. В этот раз раздражение царственного свекра вызвало поведение беременной женщины, которая, судя по всему, не смогла должным образом приветствовать государя. Он избил сноху и у неё случился выкидыш.

Наследник вступился за супругу и получил удар посохом. Нельзя исключать, что удар имел место, но только стал ли он причиной смерти? Иван Грозный в письме земским боярам сообщает: «Которого дни вы от нас поехали (9 ноября), и того дни Иван сын разнемогся и нынече, конечно, болен и что есма с вами приговорили, что было Нам ехати к Москве в середу заговевши и нынече Нам для сыновни Ивановы немочи ехати в середу нельзя...» И во многих других документах того периода нет упоминания о полученной наследником травме.

В 1963 году были вскрыты могилы Ивана Грозного и его сына. Череп царевича оказался в плохом состоянии и не позволил дать ответ на вопрос: могла ли травма головы оказаться причиной смерти? Но в останках отца и сына содержание ртути превышало норму в 32 раза, мышьяка и свинца – в несколько раз. Ученые воздерживаются от объяснений причин критического уровня вредных веществ, не исключая при этом версии отравления.

Как правило, говоря о результатах анализа, спешат добавить, что многие лекарства в XVI веке содержали ртуть. Но вот только как сумел её в таком же объёме, как и отец, накопить сын, проживший вдвое меньше?

Смерть наследника Иван IV переживал трагически. Ушел из жизни наследник. Мы имеем несколько противоречивых сведений о характере Ивана Ивановича. Одни источники говорят, что он имел такой же буйный и взрывной нрав как отец, другие сообщают о преобладании в его характере материнских черт – доброты и сострадательности. Благодаря известным нам литературным и музыкальным сочинениям царевича можем говорить о высокой образованности для того времени и разносторонних интересах Ивана Ивановича.

У Грозного оставался еще один сын – Федор, но его когнитивные способности на уровне ребенка тайной для Ивана Васильевича не являлись. Впоследствии, когда московский трон уже займет Федор Иванович, после переговоров с ним польский дипломат Лев Сапега напишет: «Напрасно говорят, что у этого государя мало рассудка. Я убежден, что он вовсе лишен его».

Через 11 месяцев после смерти Ивана Ивановича, казалось, судьба вновь улыбнулась Грозному. На 53-м году жизни, в возрасте, который в XVI веке считался весьма почтенным, у царя родился сын, названный, как и первенец, Дмитрием. Московский государь пребывал в весьма приподнятом настроении. Его не омрачало даже то обстоятельство, что формально младенец не имел прав на престол. Он родился от Марии Нагой, не то шестой, не то седьмой жены Ивана Грозного. Русская же православная церковь без всяких исключений для кого-либо признавала законными лишь три брака. Поэтому Мария Нагая не считалась легитимной супругой и не носила титула царицы.

Взойдя на престол после смерти Грозного в 1584 году, Федор Иванович, скорее всего, по предложению своего ближайшего советника и шурина Бориса Годунова, а возможно, и супруги Ирины, отправил Марию Нагую с ближайшими родственниками и её сына в Углич. Дмитрия провозгласили удельным князем, но клану Нагих дали твердо понять, что рассчитывать на престол в силу известных причин они не могут. Однако события разворачивались таким образом, что царственные претензии младшего сына Ивана Грозного год от года становились всё реальнее. Федор Иванович, женившийся на Ирине Годуновой еще в 1575 году, оставался бездетен. Единственная родившаяся у них дочь умерла в младенческом возрасте. И Дмитрий оставался единственным человеком во всем царстве, в котором текла кровь Ивана Грозного.

Описания характера юного царевича противоречивы. Он причислен РПЦ к лику святых и его жития предлагают нам образ «ангела во плоти». Однако есть основания полагать, что реальный характер мальчика описан английским дипломатом Джайлисом Флетчером, который приезжал в Москву в 1588 году: «Младший брат царя, дитя лет шести или семи (как сказано было прежде), содержится в отдаленном месте от Москвы, под надзором матери и родственников из дома Нагих, но (как слышно) жизнь его находится в опасности от покушений тех, которые простирают свои виды на обладание престолом в случае бездетной смерти царя. Кормилица, отведавшая прежде него какого-то кушанья (как я слышал), умерла скоропостижно. Русские подтверждают, что он точно сын царя Ивана Васильевича, тем, что в молодых летах в нём начинают обнаруживаться все качества отца. Он (говорят) находит удовольствие в том, чтобы смотреть, как убивают овец и вообще домашний скот, видеть перерезанное горло, когда течет из него кровь (тогда как дети обыкновенно боятся этого), и бить палкой гусей и кур до тех пор, пока они не издохнут».

Царевич Дмитрий также страдал эпилепсией. Последний сильный приступ болезни у него произошел за три дня до смерти – 12 мая 1591 года.

15 мая он в сопровождении мамки Василисы Волоховой, кормилица Арины Тучковой, постельницы Марии Колобовой и сверстников вышел во двор. Мальчишки принялись играть в тычки. Суть игры состоит в том, что нож или иной острый предмет втыкают в землю по мере продолжения забавы различными усложняющимися способами. И в тот момент, когда остро заточенный кинжальчик оказался в руке Дмитрия, у него вновь произошел приступ эпилепсии, который привел к трагедии. Мальчик поранил горло, что стало причиной его смерти.

Мария Нагая, её родственники, а вслед за ними и народная молва обвинили в происшествии Бориса Годунова, якобы по приказанию которого царевича зарезали люди дьяка Михаила Битяговского. В Угличе ударили в набат, толпа растерзала предполагаемых убийц.

Борис Годунов, узнав о происшествии в Угличе, направил туда, как бы мы сказали сегодня, следственную группу. Во главе неё ближайший советник царя Федора Михайловича, чтобы исключить всякие домыслы, поставил своего яростного политического противника и недоброжелателя – Василия Шуйского. Бояре и дьяки «следственной группы», опросив более 150 человек, пришли к выводу, что причиной смерти удельного князя угличского Дмитрия стал несчастный случай. Освященный собор во главе с патриархом Иовом утвердит результаты следствия.

У современных историков, как и в случае с Иваном Ивановичем, нет однозначного ответа на причины смерти царевича Дмитрия. Да и в то время на рубеже XVI–XVII веков будут говорить то о его убийстве, то о его чудесном спасении…

Уже во времена Смуты Василий Шуйский заявит, что царевича убили по приказу Бориса Годунова, и организует перенос останков из Углича в Москву, а чуть раньше, с воцарением в Москве самозванца Лжедмитрия I, он подтвердит факт чудесного спасения младшего сына Ивана Грозного. Не отстанет от Василия Шуйского и Мария Нагая.

Её специально для опознания Лжедмитрия I привезут из монастыря, куда её отправили после трагических событий мая 1591 года. Мария Нагая, конечно же, узнает в самозванце сына, но когда москвичи поднимут против него восстание, отречется от своих слов.

Так интриги, затеянные Софьей Палеолог около века назад, привели к династическому кризису, пресечению на российском престоле династии Рюриковичей и к одному из самых страшных периодов в отечественной истории – Смутному времени.

Владимир СЛАБУКА

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."