«НАДЕЖДЫ МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИК» ЧАСТЬ 2

Печать
PDF

В последнем прошлогоднем выпуске «Вести» рассказывали о том, как в краевом правительстве жителям Камчатки пообещали расселить их из сейсмоопасных домов в сейсмоустойчивые «приблизительно к 2030 году». Для этого сейсмодефицитное жилье решили приравнять к аварийному («В» от 21.12.2022 года «Надежды маленький оркестрик»). Обещание было опубликовано на сайте регионального Министерства строительства и жилищной политики со ссылкой на заявление главы региона Владимира Солодова. В пресс-релизе пояснялось, что уже проработан некий «механизм, который при соблюдении ряда условий позволит признавать аварийным жилье с дефицитом сейсмики 2,5 балла».

 

Напомним нашим читателям, что «Вести» заинтересовались тем, откуда взялась судьбоносная цифра «2,5 балла». Кроме того, было любопытно ознакомиться с «проработанным механизмом». За разъяснениями я обратилась в указанное министерство к начальнику отдела жилищного строительства Табакару Сергею Сергеевичу. Однако в лучших традициях местных чиновников, которым неведом закон «О средствах массовой информации», позволяющий запрашивать информацию устно, он сказал, что готов ответить лишь после того, как наша редакция направит официальный письменный запрос на имя министра.

Такой запрос был нами послан. Спустя шесть дней «Вестям» пришел ответ. Ниже мы приведем его полностью, но сначала представим читателям текст нашего запроса. Он звучал так: «На сайте Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края был опубликован следующий пресс-релиз: «В соответствии с поручением Президента проработан механизм, который при соблюдении ряда условий позволит признавать аварийным жилье с дефицитом сейсмики 2,5 балла, то есть с сеймостойкостью в 6,5 балла и меньше». Поясните:

  • Где можно ознакомиться с указанным механизмом?
  • На основании чего была рассчитана цифра 2,5 балла?».

Вот что нам ответили в ведомстве (орфография и стилистика сохранены):

«Министерством строительства и жилищной политики Камчатского края, с целью исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации В. В. Путина от 7 октября 2022 года № Пр-1883, направлено предложение о внесении изменении в постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» с целью определения оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а жилые помещения находящиеся в нем непригодными для проживания, в случае если специализированной организацией сейсмостойкость многоквартирного дома признана не отвечающей установленным требованиям, а дефицит сейсмостойкости несущих конструкций составляет 2 балла и более, именно при таком дефиците высокая вероятность разрушения здания при возникновении катастрофического землетрясения.

Дефицитом сейсмостойкости является разница между сейсмичностью площадки, на которой расположен многоквартирный дом (к примеру, для Петропавловска-Камчатского это 9–10 баллов), и сейсмостойкостью несущих конструкций здания (к примеру, проектная несущая способность крупноблочного здания составляет 7,5–8 баллов), чем выше дефицит сейсмостойкости, тем больше вероятность получения существенных повреждений несущих конструкций здания.

Для определения дефицита сейсмостойкости зданий предложено взять за основу Методику по обследованию зданий типовой застройки с целью определения их сейсмостойкости и необходимости сейсмоусиления, разработанную проектным институтом Камчатского края ГУП «Камчатскгражданпроект». Данную методику предлагаем актуализировать с учетом особенностей и предложений субъектов Российской Федерации, расположенных в сейсмоопасной зоне.

Методика предназначена для применения при обследовании строительных конструкций зданий массовой застройки на Камчатке с целью определения их технического состояния и сейсмостойкости, а также принятия решения об их дальнейшей эксплуатации и сейсмоусилении или сноса.

Обследованию в первую очередь подлежат жилые, общественные и административно-бытовые здания, относящиеся к типовой застройке, а именно: мелкоблочные здания; крупноблочные здания; каркасно-панельные здания серии КПС.

Крупнопанельные здания любых серий: 1-464 АС, 138с, 138к, 189 обследованию на сейсмостойкость не подлежат, так как их сейсмостойкость в 9 баллов подтверждена многочисленными обследованиями и проверена реальными землетрясениями.

Необходимость в проведении обследований вызвана: увеличением сейсмических нагрузок на здания в связи с изменением сейсмических норм и сейсмичности площадки; оценкой несущей способности зданий в связи с перенесёнными 7-балльными землетрясениями 1952, 1959 и 1971 г.г.; наличием повреждений несущих конструкций и деформаций грунтовых оснований от эксплуатационных нагрузок; отсутствием проектной документации или выявления отступлений от проекта; оценкой несущей способности здания в связи с поднятием грунтовых вод; реконструкцией и модернизацией здания, допустимой при достаточной несущей способности здания; возобновлением прерванного строительства при отсутствии консервации более трёх лет; изменением функционального назначения здания; определением пригодности жилых зданий для проживания, а общественных и административно-бытовых зданий - для нормальной эксплуатации.

При обследовании объектами обязательного рассмотрения являются следующие несущие конструкции: грунтовые основания, фундаменты, стены и усиливающие их конструкции - рамы, сердечники, перемычки и т.п., каркас, перекрытия и покрытия (в т.ч. балки, фермы, плиты, сейсмопояса и т.п.), связевые конструкции, элементы жёсткости, лестницы, узлы сопряжения указанных конструкций.

Кроме того, необходимо дать заключение по некоторым ненесущим конструкциям, от которых также зависит сейсмостойкость здания, а именно: по перегородкам, по мелкоблочным самонесущим стенам, по навесным панелям и остеклению.

Оценку категорий технического состояния несущих конструкций производят в соответствии с СП 13-102-2003 с целью прогноза поведения конструкций здания и здания в целом при расчётном землетрясении, с учётом имеющихся эксплуатационных повреждений и дефектов.

Для расселения аварийного жилья признанного таковым на основании дефицита сейсмостойкости предлагаем рассмотреть возможность разработки отдельной адресной программы по расселению сейсмоопасного жилья признанного аварийным, за основу взять модель существующей программы расселения аварийного жилья, признанного таковым в связи с физическим износом, это позволит решить следующие задачи:

  • обеспечение устойчивого сокращения сейсмоопасного фонда;
  • расселение сейсмоопасного жилья по дате признания таковым;
  • приобретать жилые помещения у застройщиков с целью полного расселения и отключения от коммунальных услуг сейсмоопасного многоквартирного дома;
  • предоставлять собственникам жилых помещений выкупную стоимость за изымаемое жилое помещение, находящееся в сейсмоопасном доме;
  • исключать многоквартирные дома признанные сейсмоопасными (аварийными) из программы капитального ремонта;
  • исключать случаи скупки такого жилья с целью получения за него более
    выгодной выкупной стоимости;
  • изымать земельный участок для муниципальных нужд в целях расселения
    сейсмоопасного (аварийного) многоквартирного дома;
  • расселять сейсмоопасные дома в рамках комплексного развития территорий с возможностью использования средств адресной программы.

Для определения объемов необходимого финансирования для расселения сейсмоопасного фонда в адрес Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства направлена информация об объеме сейсмоопасного фонда.

Дополнительно сообщаем, что на территории Камчатского края наиболее опасными с дефицитом сейсмостойкости 2-3 балла являются 214 многоквартирных домов общей площадью 276,43 тыс. кв. метров. В таких домах проживает не менее 5000 семей, но в случае принятия решения о разработке программы, для включения многоквартирного дома в программу потребуется проведения детального обследования специализированной организацией.

Мелкоблочные здания - это сравнительно немногочисленная группа жилых домов, строящихся примерно до 60-х годов, когда их вытеснили крупноблочные дома, и, главным образом, группа общественных зданий - школ, детских садов, больниц, магазинов и офисов, строящихся до 80-х годов, после чего их вытеснила сборная каркасно-панельная серия КПС.

Все эти здания возводились по индивидуальным проектам, которые не всегда сохранились.

Учитывая изложенное необходимо отметить, что чем выше дефицит сейсмостойкости, тем более трудоёмкие, и соответственно, дороже обходится выполнение комплекса мер направленных на восстановление несущей способности здания. Исходя из практики выполнения работ, в том числе по сейсмоусилению зданий, Министерство считает, что наиболее трудоемкие и дорогостоящие работы по сейсмоусилению производятся при дефиците сейсмостойкости здания более 2 баллов, при данных условия проведения сейсмоусиления здания экономически нецелесообразно.

ВРИО Министра
А. В. Фирстов».

В первую очередь в полученном ответе настораживает несоответствие цифр. Так, в ведомственном пресс-релизе четко указано, что аварийным будет признаваться жилье с дефицитом сейсмики 2,5 балла. В ответе за подписью врио министра читаем: «если дефицит сейсмостойкости несущих конструкций составляет 2 балла и более». Так какая же цифра верная? Это не мелочь, как может показаться на первый взгляд, а показатель, от которого зависит количество сейсмодефицитных жилых домов, которые могут попасть под расселение.

Далее. Слово «механизм», которое указано в пресс-релизе, означает определенный порядок действий, позволяющий перевести сейсмодефицитное жилье в аварийное. Слово «проработанный», в свою очередь, значит, что такой порядок тщательно обдуман и выверен. Однако из ответа министерства следует, что никакого механизма нет, а есть предложение, основанное на методике для определения сейсмостойкости зданий на Камчатке, предназначенной для решения вопроса: сейсмоусиливать дом или сносить.

Затем в тексте ответа сказано, что обследоваться на сеймостойкость будут (цитируем): «…жилые, общественные и административно-бытовые здания, относящиеся к типовой застройке, а именно: мелкоблочные здания; крупноблочные здания; каркасно-панельные здания серии КПС». А как быть с деревянными зданиями, которых на Камчатке немало? Чтобы далеко не ходить за примером, назовем только одно из них – объект культурного наследия, дом № 20 по ул. Ленинская, где расположен Камчатский краевой объединенный музей. Это место, которое массово посещается жителями и гостями краевой столицы. Будут ли его обследовать на сейсмостойкость? Существует ли какая-либо методика для определения сейсмостойкости подобных ему деревянных сооружений? Судя по ответу – нет.

Ниже перечислены «объекты обязательного рассмотрения» при обследовании на сеймостойкость, первыми из которых названы «грунтовые основания».

На Камчатке с 1971 года жил и работал высококвалифицированный специалист по сейсмостойкому строительству Валерий Николаевич Дроздюк (он ушел из жизни в 2020 году). Известный в России и за рубежом как автор новых разработок по сейсмоизоляции, сейсмоукреплению и проектированию сейсмостойких конструкций, он был автором и соавтором многих проектов домов, построенных в Петропавловске-Камчатском, в том числе первого 16-этажного дома. Валерий Николаевич принимал непосредственное участие в ликвидации последствий крупных землетрясений на территории бывшего СССР, получил звание заслуженного строителя России и Почетного гражданина города Петропавловска-Камчатского.

В свое время он не раз был гостем камчатских СМИ, рассказывал об особенностях сейсмостроительства, о «плюсах» и «минусах» районов Петропавловска с точки зрения устойчивости к землетрясениям. В 2015 году в интервью ИА «Камчатка» о грунтах краевой столицы он сказал следующее.

«К лучшим в сейсмическом отношении грунтам Петропавловска можно отнести районы сопок Мишенной, Безымянной, Зеркальной, Петровской и Никольской. Они относятся к 8-балльной зоне. Ко второй группе грунтов, то есть к 9-балльной зоне, причисляют участки, опоясывающие нижние склоны всех сопок и некоторые прилегающие к ним территории. К третьей группе наиболее плохих, 10-балльных грунтов относят участки болотистые, в поймах рек и с высоким уровнем грунтовых вод. К примеру, район улицы Пограничной рядом с КамГУ имени Витуса Беринга находится на пределе 9–10 баллов. А главный корпус университета очень опасно расположен – на 10-балльной площадке. Конечно, здание КамГУ надо сейсмоусилять. А строить в этом месте нужно ближе к сопке, а не к дороге. Здесь строения у трассы не очень прочные. Я, кстати, когда приехал на Камчатку в 1971 году, снимал квартиру как раз на Пограничной. Здесь встретил и первое землетрясение. Оно было 7-балльным. Ощущения страшные».

Со времени того землетрясения прошло более полувека. В 1995 году сейсмологи сошлись во мнении, что в ближайшие 50 лет, то есть до 2045 года, Камчатке не избежать другого катастрофического землетрясения. Сбудется ли их прогноз, неизвестно, но отмахнуться от него нельзя. Главная проблема для ученых в этой сфере – научиться указывать не только опасный регион и продолжительный временной отрезок предполагаемой катастрофы, но и точное место и время будущих землетрясений, определять их специфические особенности. Прогноз землетрясений бывает долгосрочным (несколько лет), среднесрочным (месяцы) и краткосрочным (дни и часы). Оперативно дать краткосрочный прогноз – самое сложное, уровень развития современной науки еще не позволяет этого делать.

Программа по переселению жителей Камчатки из сейсмодефицитного жилья в безопасное рассчитана, как мы помним, «до 2030 года», то есть на семь лет. Но пока еще нет механизма, который позволяет перевести сейсмоопасные здания в аварийные. Но даже если такой механизм придумают в ближайшее время, его еще надо реализовать, а главное – построить здания и заселить туда наших сограждан. И здесь мы столкнемся со старой проблемой, характерной для Камчатского края, а именно низким качеством проектирования, строительства и контроля за строительством, а также катастрофической нехваткой строительных мощностей. То есть со всем тем, что до боли знакомо по затянутому строительству нового корпуса школы № 33 в Петропавловске (после переселения туда педагоги еще долго перечисляли в соцсетях все недоделки, которые ждали их на новом месте) и жилых домов по улице Карбышева, и ФОК «Водник», и дом культуры на СРВ, не говоря уже о таких долгостроях, как краевая больница и кукольный театр, и так далее.

К слову, существующая программа расселения аварийного жилья», которую предлагается взять за основу, чтобы уменьшить фонд сейсмоопасных зданий, хотя и работает на Камчатке, но в очень замедленном темпе. От старта (признания жилья аварийным) до реализации (вселения на новую жилплощадь) проходят многие годы.

Ответ министерства, на наш взгляд, говорит о том, что мы лишь в самом начале пути к устойчивому сокращению сейсмоопасного фонда в регионе, и путь этот будет очень долгим и тернистым.

Соб. инф.

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."