25 Октября 2016
К 60-летию венгерской революции или контрреволюции?
23 октября этого года исполнилось ровно 60 лет со дня венгерского восстания против коммунистического просоветского правительства Венгрии. С точки зрения современной Венгрии, это была революция, с точки зрения советских историков – контрреволюционный мятеж. Политические элиты в Венгрии в 1956 году раскололись на сталинистов и сторонников государственных реформ.
Развенчание культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС (Коммунистической партии Советского Союза) привело к излому в отношениях между странами, где господствовала коммунистическая идеология. Характерно одно требование венгерских революционеров, показывающих накал страстей против сталинистов: они требовали снести памятники Сталину. В Советском Союзе памятники отцу народов были демонтированы без эксцессов, да и мумия Сталина была вынесена из мавзолея тихо, без массовых беспорядков, и его имя убрано с гранитного фронтона мавзолея. Как видно, для советских людей десталинизация прошла более спокойно, чем в Венгрии.
Венгерское восстание быстро набирало силу, и в считанные дни власть перешла в руки революционеров. В ночь на 24 октября в Будапешт были введены советские войска. Утром того же дня у здания парламента, во время мирного митинга, неожиданно началась стрельба. Были убиты демонстранты и советские военнослужащие. Провокаторы достигли своей цели – восстание из холодной фазы переросло в горячую. Бои шли до 29 октября. Новый глава революционного правительства Имре Надь приказал партийному активу Венгерской партии труда, защищавшему общественные здания министерства и райкома, немедленно сложить оружие. Часть наиболее дисциплинированных коммунистов исполнили этот приказ, за что впоследствии и поплатились жизнью. (С ними расправились революционеры.)
Советское руководство принимает решение вывести все войска из Будапешта в места постоянной дислокации. Установилось безвластие. Начались массовые казни коммунистов и венгерских военнослужащих. К концу октября обстановка вокруг военных городков, где были расквартированы советские воинские части, накалилась.
Здесь необходимо сделать паузу, чтобы передать рассказать моей матери о том времени. Ей довелось приятельствовать со свидетельницей венгерских событий. Мы жили тогда в Ленинграде, отец учился в ракетно-артиллерийской академии им. Калинина (сейчас Михайловская артиллерийская академия). Очень хорошо помню, мне тогда было 9 лет (1969 год), как у нее дрожал голос, когда она передавала рассказ своей подруги. Мамина подруга в то время была замужем за военным летчиком. С мужем и семилетним сыном они жили в военном городке, недалеко от военного аэродрома. После школы мама с сыном ходили гулять к аэродрому, потому что мальчик любил смотреть на самолеты. В тот страшный день они также вышли на прогулку, не подозревая, что им уже никогда не придется вернуться в городок, жене не увидеть мужа, а сыну – отца. Прогуливаясь около КПП, женщина вдруг увидела, как к ней, ускоряя шаг, стал приближаться советский офицер. На ходу он кричал: «Бегом идите на посадку в самолет, иначе погибните». Его глаза, жесты выдавали в нем настолько тревожное состояние, что женщина не смогла не поверить. Она схватила в охапку сына и бросилась к самолету, который уже стоял на взлетно-посадочной полосе с включенными двигателями. Видимо, это был транспортный самолет, куда спешно загружались люди, находящиеся на аэродроме. Буквально через пятнадцать минут самолет взлетел.
В военный городок летчиков ворвались венгерские националисты, они смяли защиту из небольшого охранения и начали убивать офицеров и их семьи. Детей и женщин выбрасывали из окон пятого этажа, из нижних этажей сбрасывали на колья, перед смертью женщин бесчестили. Военнослужащих, оставшихся в живых, зверски замучили.
Мама эту историю рассказывала несколько раз, в разное время. Последний раз, когда я слышал эту историю, мне было 15 лет. Зверства, которые чинили новоявленные венгерские неофашисты, трудно было объяснить просто ненавистью ко всему советскому. Эти подонки расправлялись и со своими соотечественниками, подвергая их жестоким пыткам и мучениям. Во время кровавого шабаша они у своих коммунистов отрезали конечности, обливали лицо кислотой и публично вешали на площади. Наверное, в истории этому мало уделяется внимания, так же как и мало внимания уделялось зверствам ОУНовцев на Украине. Не будь этих зверств со стороны венгерских неонацистов, вероятно, и подавление восстания было бы менее кровопролитным. Трудно себе представить, какие зверства чинили отряды венгерских гвардейцев и других головорезов, когда Будапешт оставили им на растерзание. Не берусь судить, насколько оправданы были шаги советского руководства, принявшего решение подавить восстание. Но, если бы это решение было принято раньше, то крови пролилось бы меньше. Уверен в одном, не прими они такое решение, наших соотечественников погибло бы значительно больше. Советское руководство не собиралось передать власть в руки революционеров мирным путем, а венгерские революционеры были не готовы принять власть, не прибегая к оружию. Полагаю, та особая жестокость, с которой революционеры расправлялись с советскими людьми и членами венгерской коммунистической партии, выросла не на голом месте. Не будем забывать, что венгры участвовали в Отечественной войне 1812 года на стороне Наполеона, против России. Мадьяры сражались вместе с немцами против русских войск в Первую и Вторую мировые войны. Причем во время Второй мировой войны мадьяры отличались особой жестокостью и в битве за Воронеж в 1942 году, советское командование отдало приказ: мадьяров в плен не брать, так как у них была какая-то особая, патологическая ненависть к русским и склонность к садизму.
Возвращаясь к венгерским событиям в октябре 1956 года, разумеется, не нужно замалчивать и преступные ошибки советского руководства. Нельзя было силой оружия удерживать страны Европы в безоговорочном подчинении. Искусственное насаждение социализма в странах Восточного блока вело к нарастающему противодействую со стороны населения этих стран. Народы Европы, в отличие от России, не шли от одной тирании к другой. Уровень их культурного и экономического развития был выше, чем наш, может быть, еще и поэтому они позволяли себе быть более кровожадными по отношению к нам?
История – это не прямая дорога, ведущая от одних событий к другим. Часто это бывает запутанный лабиринт из множества дорожек, большая часть которых ведет в тупик.
В Венгрии символами восстания за независимость стал мадьярский поэт Шандор Петефи. В 1848 году он был одним из руководителей венгерского восстания за независимость против Австрии. Австрия тогда обратилась за помощью к России, так как не могла в одиночку победить восставших. Царь Николай I отправил на подавление восстания одного из своих лучших генералов – светлейшего князя Варшавского Ивана Федоровича Паскевича. Ему удалось сокрушить революционеров, после чего австрийские войска устроили массовые казни участников восстания. Ежегодно, 6 октября, Венгрия приспускает государственные флаги в день национального траура в память о казненных героях освободительной борьбы 1848–1849 годов. Но почему-то венгры не питают к австрийцам заметной неприязни. Может, историческая память дает сбой?
Шесть десятков лет, прошедших после венгерских событий 1956 года, стерли многие второстепенные имена и детали. Главари и организаторы кровавой вакханалии того времени, проходившей под громким названием «революция», были казнены. Главу революционного правительства Имре Надя повесили. С ним вместе казнили, по некоторым данным, еще около 300 человек. Восстание продолжалось с 23 октября по 31 декабря 1956 года. В боевых столкновениях погибло, по данным венгерской стороны, 2 652 повстанца и 348 мирных жителей, ранено более 19 тысяч человек. Потери советской армии составили 669 человек убитыми и более 1 200 раненными. Если верить официальной статистике, при подавлении восстания был сожжено примерно 18 советских танков, 9 бронетранспортеров и около десятка единиц другой военной техники. Что само по себе говорит об интенсивности боестолкновений. Принимая во внимания, что официальные данные о потерях, как правило, советская сторона занижала, то размах боевых действий был значительно больше, чем указанно в отчетах.
Раны, полученные от кровавых конфликтов, заживают мучительно и долго. Мы обречены их залечивать, не забывая о жертвах и потерях. Иначе перемирие никогда не наступит в умах и сердцах, а значит, есть вероятность возникновения новых конфликтов, с новыми жертвами и новой кровью.
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ
Справка «Вестей»
Имре Надь – венгерский политический государственный деятель, был повешен 16 июня 1958 года за государственную измену. Советским руководством был обвинен в реставрации капитализма и попытке ликвидации диктатуры пролетариата. После падения коммунистического режима в Венгрии торжественно перезахоронен в 1989 году. Тогда же объявлен национальным героем Венгрии.
Его биография сделала крутой поворот в годы Первой мировой войны, когда Имре Надь был призван в австро-венгерскую армию. После пленения, в 1916 году, был вывезен в Иркутскую губернию, и вскоре стал убежденным марксистом. В 1917 году вступил в Российскую Коммунистическую партию (большевиков) и сражался в рядах Красной Армии в годы Гражданской войны. Он вернулся на родину в 1921 году и занялся активной политической деятельностью, за что неоднократно был арестован. В конце 20-х годов прошлого века Имре Надь перебрался в СССР и начал работать в Коминтерне. Во время репрессий был арестован, а затем завербован НКВД. Он писал доносы на работающих в Коминтерне венгерских коммунистов. Его псевдоним был «Володя». Во время Великой Отечественной войны на фронте не воевал. В конце 1944 года Имре Надь вернулся на родину с первой группой коммунистов-эмигрантов. С 1945 года он занимал посты министра внутренних дел и министра продовольствия, был введен в состав ЦК венгерской коммунистической партии. В 1949 году Имре Надь был исключен из ЦК и снят со всех постов за оппортунизм. После публичного покаяния, в конце 1950 года, был возвращен на пост министра сельского хозяйства.
До сих пор идут споры среди историков о судьбе коллег из Коминтерна, на которых доносил Имре Надь. В 1990 году по инициативе Михаила Горбачева, генерального секретаря ЦК КПСС, советские чекисты передали документы о сотрудничестве национального героя Венгрии с НКВД. Пленум ЦК Венгерской социалистической рабочей партии принял решение не обсуждать и не публиковать полученные документы. По одним сведениям, эти документы были уничтожены, по другим, их поместили в архив в Будапеште и закрыли к ним доступ. Комментировать эти факты в Венгрии не принято.
У многих национальных героев из разных стран, если покопаться, немало скелетов спрятано в шкафу.