01 Ноября 2016
Визит Валентины Матвиенко в Японию для принимающей стороны – прекрасный повод в очередной раз поднять вопрос о «Северных территориях»
Приезд в Японию третьего в российской иерархии человека для японцев – своего рода генеральная репетиция ожидаемого в декабре визита президента Владимира Путина. Премьер-министр Синдзо Абэ в этом году откровенно зачастил в Россию, демонстрируя стремление Токио к сближению. Это стремление естественно. Оказавшись между двумя супердержавами – Соединёнными Штатами и Китаем – Япония неизбежно должна дрейфовать в сторону России, что она, собственно, и делает.
Острова преткновения
Однако, перефразируя известную поговорку, можно сказать: дружба дружбой, а Курильские острова врозь. Тем более, что назвать российско-японские отношения дружбой было бы некоторым преувеличением. Для них в недавнем прошлом было в ходу хорошее определение: мирное сосуществование. Причём это мирное сосуществование продолжается уже более 75 лет без заключения формального мирного договора.
Почему формального? Да потому, что его отсутствие отнюдь не мешает нашим странам поддерживать полномасштабные дипломатические, экономические, культурные и прочие отношения.
Более того, отсутствие мирного договора вовсе не означает, что наши страны всё ещё находятся в состоянии войны, как это некоторые пытаются представить.
Да, по окончании II Мировой войны Соединённые Штаты сделали всё, чтобы отстранить Советский Союз, Китай, Северную Корею, Монголию, Вьетнам, другие пострадавшие от японской агрессии страны от участия в мирном урегулировании на бывшем азиатско-тихоокеанском театре военных действий. Договор с Японией в Сан-Франциско заключили без нас.
Однако осенью 1956 года – круглая, кстати, дата – в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии, в которой говорилось о прекращении между нашими странами состояния войны и восстановлении добрососедских отношений. И всё было бы замечательно, если бы тогдашний правитель СССР Хрущёв не включил в декларацию пункт, по которому Советский Союз соглашался после заключения мирного договора с Японией передать ей архипелаг Хабомаи и остров Шикотан. Японцы на такое не рассчитывали, но слово, как известно, не воробей.
Что это значит для нас
Для нас исполнение хрущёвского обещания означало бы следующее. Наш Тихоокеанский военный флот оказывается запертым в Японском море. Севернее «Северных территорий» крупным кораблям в открытый океан не пройти. Это первое.
Второе, не менее важное. Охотское море на сегодня фактически наше внутреннее море, поскольку весь его внутренний периметр – это наша 200-мильная экономическая зона. Передача островов «распечатывает» его, что позволит хлынуть туда всем желающим. Остаётся напомнить о невероятном богатстве Охотского моря биоресурсами и запасами углеводов.
Наконец, третье. Любой пересмотр результатов Второй мировой войны создаёт прецедент, которым обязательно пожелают воспользоваться другие её бывшие участники. За Калининградскую область серьёзно возьмутся уж точно.
В поисках компромисса
Булгаков утверждал, что самые сложные в мире – вопросы крови. Придётся слегка возразить великому. Самые сложные вопросы – территориальные. Южные Курилы – тому подтверждение. Значит ли это, что их не надо обсуждать? Нет, не значит. И мы в который раз подтверждаем свою готовность делать это.
Найти компромисс всегда сложнее, чем рубить сплеча. Однако он не исключён даже в территориальном вопросе. У нас есть весьма привлекательные предложения совместного освоения спорных территорий. Конечно, японцам очень трудно поступиться принципами. «Северные территории» — их национальная идея, хоть и подаренная Хрущёвым. Но даже национальные идеи могут меняться. Японцы в политике очень консервативны, и всё же не безнадёжно.
Японский премьер за сближение с Россией, но с оглядкой на США
Так считает руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов
В современном российско-японском диалоге положительные моменты превалируют над негативными. Из стран – участниц «Большой семёрки» у нас сейчас самые позитивные отношения именно с Японией, что, безусловно, имеет большое значение и в контексте глобальной политики.
Премьер Синдзо Абэ приезжал на открытие сочинской Олимпиады, был у нас с визитами в этом году. В целом, с учётом первого срока японского лидера, у него состоялось 14 встреч с Владимиром Путиным. Это можно считать своеобразным рекордом с точки зрения интенсивности. Следует отметить, что общение, как правило, проходит в дружеской конструктивной обстановке, характеризуется доброжелательной атмосферой, стороны неизменно демонстрируют желание искать взаимовыгодные развязки по сложным вопросам.
Существенным моментом является и то, что по отдельным аспектам взаимоотношений с Россией Синдзо Абэ проявляет определённую самостоятельность. Токио ввёл санкции в связи с событиями на Украине, однако они, в отличие от европейских или американских, не нанесли серьёзного ущерба экономике нашей страны и имели, скорее, символический характер. Таким образом, японцы, с одной стороны, демонстрируют партнёрам верность единому курсу, параллельно с этим продолжают углублять экономическую кооперацию с Москвой. Именно так следует расценивать выдвинутый японским премьером известный экономический план из восьми пунктов, который был представлен в ходе сочинского форума. Важно, что обсуждение этих аспектов продолжилось на саммите во Владивостоке и, видимо, получит развитие в рамках предстоящего визита Владимира Путина в Японию. В связи с этим можно констатировать, что диалог не прерывается, стороны двигаются навстречу друг другу.
Впрочем, российско-японский диалог нельзя отделять от отношений Страны восходящего солнца с Вашингтоном. И тут особых иллюзий питать не следует. Нельзя забывать, что Соединённые Штаты для японцев несоизмеримо важнее сотрудничества с Россией. Они остаются крупнейшим экономическим партнёром Токио, играя при этом ещё и роль ключевого военно-политического союзника. Япония же является ключевым элементом для Вашингтона в реализации им политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Достаточно сказать, что именно на японской территории сосредоточен крупнейший американский воинский контингент, включающий базы ВВС и ВМС. С учётом этих обстоятельств можно утверждать, что Соединённые Штаты сделают всё возможное, чтобы не допустить проведения Токио независимой политики, которая противоречила бы их стратегическим интересам.
Зависимость Страны восходящего солнца усиливается в контексте набирающего экономическую, военную и политическую мощь Китая. Это, по всей видимости, будет приводить к ещё большему обострению отношений Пекина с Вашингтоном, притом что последний отводит японцам одну из ведущих ролей в своей стратегии сдерживания КНР. Ситуация усугубляется и тем, что сами японцы рассматривают китайцев в качестве угрозы собственной безопасности. Единственным же способом противостоять ей в Токио видят дальнейшее укрепление военного сотрудничества с США, в частности в контексте действующего Договора о безопасности. Таким образом нынешняя ситуация предполагает дальнейшее насыщение военно-политической составляющей союзничества Японии и Соединённых Штатов.
Свидетельством этому служит визит Синдзо Абэ в США в 2015 году, во время которого были достигнуты договорённости, направленные на существенное укрепление военного сотрудничества. К тому же в сентябре прошлого года японский премьер провёл через парламент пакет законов, позволяющих расширить географию действий сил самообороны. Теперь они могут взаимодействовать с американцами за пределами территории Японии, что говорит о предпосылках к дальнейшему углублению практического сотрудничества между вооружёнными силами двух стран в Тихоокеанском регионе.
Поэтому проявляемая Синдзо Абэ определённая самостоятельность, в том числе во взаимоотношениях с Россией, имеет свои пределы. Например, звучавшие предположения о том, что в случае достижения соглашения по спорным территориям, они в дальнейшем могут быть выведены Токио из-под действия упомянутого японо-американского Договора о безопасности, выглядят, по моему мнению, наивно. Скорее всего, эти гипотетические шаги в США расценят как подрыв основ системы двусторонней безопасности и спровоцируют Вашингтон на достаточно резкие и болезненные для японцев шаги.
В такой ситуации американцам явно не до Японии, чем, по-моему, и пользуется японский премьер, пытаясь сблизиться с нашей страной и решить в какой-либо форме имеющиеся политические противоречия между Москвой и Токио.
Знаменитые японцы
Тайра-но Киёмори (1118–1181) – политический деятель и полководец конца эпохи Хэйан, один из самых известных японских самураев. Став главой могущественного клана в Киото, быстро добился успеха в политике. В 1167 году был назначен на должность главного министра – главы японского правительства. Умер от лихорадки.
Токугава Иэясу (1543–1616) – дипломат, военачальник, основатель династии сёгунов (правителей) Токугава. Завершил процесс объединения раздробленных территорий и создания в Японии централизованного феодального государства. Военное правительство (сёгунат) клана Токугава просуществовало в Стране восходящего солнца более двух с половиной веков – до 1868 года.
Мэйдзи, прижизненное имя Муцухито (1852М1912) – 122-й император Японии. Взошёл на престол в 1867 году и правил страной вплоть до своей смерти. В период его правления Япония прошла через политические, военные, социально-экономические реформы и превратилась в сильнейшую мировую державу.
Морихэй Уэсиба (1883–1969) – основатель японского боевого искусства айкидо, которое часто переводят как «путь гармонизации духа». С детства был хилым и болезненным. Но в 40 лет уже спокойно справлялся с мастерами единоборств, а в 80 с лёгкостью раскидывал группы атаковавших его молодых людей. Сейчас айкидо, основным принципом которого является использование силы противника против него самого, популярно во всём мире.
Рюноскэ Акутагава (1892–1927) – писатель, мастер короткого рассказа. Написал более 150 новелл, некоторые из которых были экранизированы. В своих произведениях часто прибегал к темам, связанным со страхом и смертью. В возрасте 35 лет покончил с собой, приняв смертельную дозу снотворного. В 1935 году в Японии учреждена литературная премия имени Акутагавы, ставшая одной из наиболее почётных для начинающих авторов.
Акира Куросава (1910–1998) – кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Снял порядка 30 фильмов, многие из которых получили различные награды. Его киноленты «Расёмон» и «Дерсу Узала» в 1952 и 1975 годах, соответственно, удостоились премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Работы Куросавы оказали большое влияние на западное кино, особенно на жанр вестерн. В 1991 году награждён орденом Дружбы народов «за большой личный вклад в развитие культурных связей между Советским Союзом и Японией».
Осаму Тэдзука (1928–1989) – мангака, аниматор, кандидат медицинских наук. Считается основателем современной манги (комиксов) в Японии. Внёс значительный вклад в становление аниме – японской мультипликации.
Йоко Оно (1933 года рождения) – авангардная художница и певица. Вдова известнейшего британского рок-музыканта, одного из основателей группы The Beatles Джона Леннона.
Харуки Мураками (1949 года рождения) – писатель, классик японской литературы, переводчик. Желание начать писать романы появилось во время просмотра бейсбольного матча на стадионе. В своих произведениях одним из первых показал современную Японию с её молодёжной субкультурой. Перевёл на японский ряд произведений Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, Трумана Капоте, Джона Ирвинга, Джерома Сэлинджера. В 33 года бросил курить и увлёкся бегом.
Справка
Российско-японское сотрудничество
Дипломатические отношения между СССР и Японией были установлены 26 февраля 1925 года. 9 августа 1945 года Советский Союз объявил Японии войну. Восстановление межгосударственных отношений и прекращение состояния войны состоялось 19 октября 1956, когда стороны подписали Совместную декларацию (мирный договор из-за разногласий о пограничном размежевании заключён не был). На этом документе базируется российско-японское сотрудничество.
Экономическое взаимодействие двух стран продвигается в таких сферах, как энергетика, включая сотрудничество в разработке углеводородных месторождений на нашей территории, машиностроение, информационно-коммуникационные технологии, металлургия. В России действуют представительства многих японских компаний. Работают также совместные предприятия.
Большая часть российского экспорта в Японию приходится на поставки минерального топлива. Среди других товаров алюминий и изделия из него, древесина, драгоценные камни и драгметаллы, каучук и резина. Из Страны восходящего солнца к нам, в частности, везут транспортные средства и запчасти к ним, реакторы, различное оборудование и механические устройства, пластмассы, изделия из чёрных металлов.
Присоединение Токио к антироссийским санкциям, введёнными США, Евросоюзом и рядом других государств в 2014 году из-за ситуации вокруг Украины, негативно сказалось на политическом и экономическом взаимодействии между нашими странами. Так, по данным Федеральной таможенной службы России, в прошлом году взаимный товарооборот составил 21,3 миллиарда долларов США, что на 30,7 процента меньше показателя 2014 года.
В нынешнем году Владимир Путин уже дважды встречался с Синдзо Абэ: в мае в Сочи в ходе поездки японского премьера в Россию и в сентября во Владивостоке в рамках Восточного экономического форума. Как ожидается, 15 декабря российский президент посетит с визитом Японию.
Территориальный вопрос
Несогласие японцев с принадлежностью Курил отягощает продвижение двустороннего сотрудничества и препятствует заключению мирного договора. Япония выдвигает претензии на Южные Курильские острова – Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу Хабомаи. В обоснование своей позиции Токио ссылается на Симодский трактат о торговле и границах 1855 года, по которому указанные острова были признаны японскими.
Для России же такой подход является неприемлемым. Позиция Москвы заключается в том, что Южные Курильские острова перешли к нашей стране по итогам Второй мировой войны на законных основаниях (Ялтинское соглашение 1945 года, Потсдамская декларация 1945 года) и суверенитет РФ над этими территориями сомнению не подлежит.
До 1991 года Советский Союз отрицал наличие территориального вопроса в отношениях с Японией. В 1998 году была создана совместная российско-японская комиссия по вопросам заключения мирного договора, которую возглавляют главы МИД двух стран.
Общая площадь островов, принадлежность которых оспаривает Токио, около 8,6 тысячи квадратных метров. До 1945 года на этих территориях проживало порядка 16 тысяч японцев и айнов–- коренных жителей Курил.
Автор: Юрий Субботин, Игорь Байков, Дмитрий Иванов
www.pnp.ru