22 Ноября 2016
В редакцию «Вестей» пришло письмо от жителей дома № 11 по улице Портовская в Петропавловске-Камчатском. Текст сумбурный, на высокой эмоциональной ноте. Суть вопроса в том, что во дворе дома жили собаки, которых одни жильцы подкармливали, ухаживали и даже возили в ветлечебницу на кастрацию и чипирование. Других жильцов не устраивало соседство бездомных животных, скорее всего, они просто боялись за себя и детей, а потому написали заявку в городскую администрацию на их уничтожение. В результате собаки исчезли, но не все. Одно агонизирующее животное жилец дома обнаружил поутру на пороге своей квартиры, хорошо еще первым наткнулся на умирающую в муках собаку мужчина, а не его жена или дети. Еще несколько собачьих тел жители дома обнаружили в укромных уголках улицы, куда забились обезумевшие от страха и дикой боли умиравшие животные.
В феврале 2011 года мир облетели кадры умерщвления жирафа в зоопарке Копенгагена, которое вошло в историю в качестве примера отвратительного преступления, совершенного в отношении животных в стране, причисляющей себя к «сливкам цивилизации». Еще более отвратительным его можно считать и в отношении человека: на казнь жирафа пригласили зрителей. Как объяснил директор зоопарка Бенгт Хольст, это было сделано в просветительских целях, а также чтобы пополнить рацион львов свежим мясом. И зрители пришли вместе с… детьми. Датчане не просто хотели насладиться показательным убийством, они привели свои семьи! Справедливости ради стоит отметить, что кровавое шоу вызвало активное негодование общественности не только во всем мире, но и в самой Дании. В результате идиот-директор был вынужден просить защиты в правоохранительных органах страны, однако должности не лишился.
Тема жестокого обращения с животными, как правило, поднимается общественностью в двух случаях: когда от бездомных собак пострадали люди, и когда произошла кровавая расправа над самими дворнягами. Реально работающей законодательной базы, регулирующей данную проблему, в нашей стране по сей день нет. Как нет и планомерной, ежедневной работы по сокращению популяций одичавших, сбившихся в стаи животных, представляющих реальную опасность для детей и одиноких взрослых. Никакой ответственности не несут и собаководы, отпускающие своих питомцев без присмотра погулять на улице, а заодно нагадить и покусать прохожих.
Остались детские воспоминания, когда я ночью просыпалась от выстрелов и собачьего визга, а моя домашняя псина забивалась далеко под диван и дрожала там всем телом. Позже собак стали убивать, вернее, глушить из какого-то белее легкого оружия, а потом уже насмерть забивали палками и отрезали хвосты. Живодерам это требовалось для отчетности – работа сдельная. Сейчас животных убивают при помощи дротиков, как правило, начиненных веществом адилин (дитилин). Как утверждают высокие умы от биологии и ветеринарии, «при применении высоких доз препарата он вызывает гибель организма, причем установлено, что биоэлектрическая активность мозга угасает раньше, чем прекращается сердечная деятельность, что является непосредственной причиной смерти организма, наступающей через 15–60 секунд после введения рекомендованной нормативно-правовой базой Российской Федерации смертельной дозы препарата. Паралич дыхательной мускулатуры на фоне остановки сердечной деятельности уже практически не играет какой-либо патогенетической роли. Таким образом, можно уверенно утверждать, что момент гибели наступает уже незаметно для мозга» (Министерство сельского хозяйства РФ, Департамент научно-технологической политики и образования). То есть, судя по утверждениям ученых, нас должна успокоить мысль, что часами, а есть свидетельства, что и сутками, воющие от боли собаки уже ничего не чувствуют и не понимают. Видимо, именно это мы должны рассказать детям, ставшим свидетелями расправы над дворовым Шариком.
Когда мы искали в Интернете значение слова «живодер» (тот, кто профессионально занимается убоем животных, переносное – жестокий человек, мучитель. Викисловарь), поисковик услужливо, даже навязчиво предоставлял великое множество фотографий и видеороликов, где смаковались садистские расправы над животными. Все это находится в свободном доступе. Кроме этого, в изобилии существуют форумы живодеров, гордо именующих себя «догхантерами» (в вольном переводе с английского – «охотник на собак»). Там общаются взрослые, у которых в детстве не было собаки, а также явно психически нездоровые люди.
Здесь приходит на ум фраза из произведения Виктории Токаревой: «Я хочу, чтобы вы изменились, или чтобы вас не было вообще». Но такое может быть только в мечтах. В реальности постоянно существует риск, что наши дети могут пасть жертвами бесхозных или безнадзорных псин либо получат тяжелые психологические травмы от вида жестокого убийства животных. Беспризорная собака в городе – серьезная проблема. По словам ветеринаров, псы из беспризорных стай во втором-третьем поколении часто набрасываются на людей – это обычное для них поведение. А вечерние прогулки в местах обитания таких стай давно стали опасными. Люди, заботящиеся о бродячих собаках и подкармливающие их, часто с гневом относятся ко всем разговорам на тему защиты от таких стай. Однако похвальная гуманность их поведения не снимает вопроса безопасности.
Пожалуй, нет никакого другого закона, который бы так долго, годами, муссировался в Государственной думе как проект Федерального закона «Об ответственном обращении с животными». В первом чтении его приняли еще в 2011 году, на том и похоронили. С одной стороны, лоббисты принятия законопроекта пытаются убедить население, что этот закон нужен, чтобы улучшить ситуацию с животными в стране, решить проблему бездомных животных, упорядочить содержание животных, ввести контроль над разведением, оградить граждан от покусов и нападений собак. С другой стороны, его противники считают, что все это ложь, закон пытаются принять мафиозные структуры с единственной целью – как можно дольше продлить состояние хаоса в области регулирования животных, потому, что продление этого хаоса даже на день приносит многомиллионные доходы магнатам зооиндустрии и коррупционерам. И на это есть веские основания. Наша газета в свое время писала приюте для бездомных животных в Петропавловске-Камчатском, в котором хорошо жилось одной двуногой особи по фамилии Копейкина. Она возглавляла Некоммерческое партнерство «Ассоциация владельцев домашних животных Камчатки и Дальнего Востока». Как оказалось, главная камчатская «собачья мама» принимала бездомных животных не бесплатно. В среднем она пыталась взять с наших сердобольных земляков по 3–4 тысячи рублей. Разумеется, такие деньги был готов платить далеко не каждый любитель животных. Они оставляли собак возле приюта, и те устремлялись в поисках лучшей доли в подъезды ближайших домов поселка Чапаевка. В результате подъезды оказались загажены собаками, а жители стали бояться выйти из своих квартир из-за страха быть покусанными бродячими животными. Соответственно посыпались жалобы и судебные иски. А когда члены комиссии городской администрации посетили питомник, то собак не обнаружили. Но зато там находились необычные для собачьего приюта сантехнические устройства – новые джакузи, биде, унитазы, а также противозачаточные средства. В итоге собак не приютили, Копейкина исчезла.
К сожалению, подобных примеров по стране множество. Например, предприниматель в Волгограде заработал 1 миллион рублей на убийстве бездомных собак. Директор Общества с ограниченной ответственностью «Учреждение санитарно-эпидемиологической службы» положил себе в карман бюджетные деньги, которые выделялись на содержание в приютах отловленных животных в течение 10 дней после поимки. Предполагается, что за эти дни потерявшуюся собаку может найти хозяин, или же красивые «ничейные» щенки приглянутся новым владельцам. Все это время в питомнике животные должны содержаться за казенный счет. Однако животных либо сразу убивали на месте ядовитыми дротиками, либо уничтожали в день поимки. Но судить директора ООО «УСЭС» будут отнюдь не за садизм, его статья – обыкновенное мошенничество с бюджетными деньгами и подделка документов.
В Уголовном кодексе Российской Федерации есть статья 245 (жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних), однако у нас в стране она практически не работает.
В настоящее время полномочия по отлову безнадзорных животных предоставлены органам местного самоуправления. С апреля прошлого года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 14.1 и 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым органам местного самоуправления предоставлено право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на своей территории. Это позволяет им принимать необходимые правовые акты в данной сфере, контролировать осуществление соответствующих мероприятий, а также привлекать к ответственности должностных лиц, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности.
У нас я нашла только несколько приказов агентства по ветеринарии, в том числе «Типовые требования к отлову и содержанию безнадзорных животных в Камчатском крае». Там сказано много хорошего и полезного: «Отлов безнадзорных животных – это комплекс мероприятий по поимке и транспортировке безнадзорных животных в пункт временного содержания безнадзорных животных (далее – пункт временного содержания) или приют для безнадзорных животных (далее – приют)... О начале и сроках действия проведении планового мероприятия по отлову безнадзорных животных население должно быть проинформировано через средства массовой информации заблаговременно… К работе по отлову безнадзорных животных не допускаются лица, состоящие на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах, привлекавшиеся к ответственности за жестокое обращение с животными, умышленное причинение смерти или умышленное причинение вреда здоровью человека… Перед отловом безнадзорного животного ловец обязан убедиться в отсутствии сопровождающего животное лица, а также несовершеннолетних». И тут я наткнулась на пункт 3.7. «Отлов безнадзорных животных осуществляется путем применения специальных средств, обеспечивающих ограничение движения животного (сети, сачки, ловушки, пищевые приманки и др.), либо путем выстрела из пневматического оружия (метод иммобилизации)… Содержание безнадзорных животных в пунктах (зоне) временного содержания осуществляется не менее 10 (десяти) суток со дня их отлова, в течение которых проводится ветеринарный осмотр и карантирование».
В заключение нужно добавить, что готовить материал мне помогали волонтеры, которые занимаются с бездомными собаками. Подбирают на улице, лечат, откармливают, чипируют, в основном за свой счет. Они буквально забросали меня фотографиями псов, оставшихся без хозяина. Если кто-то готов взять домой четвероногого беспризорника, понимает, что собака – живое существо, которому нужна забота и внимание, помнит, что выводить на прогулку ее необходимо несколько раз в день на поводке и в наморднике, то звоните: +7-961-964-30-59, +7-914-781-46-88, +7-962-281-88-59.
Жанна Бакаева
От «Вестей»: одним из зарегистрированных претендентов на пост сити-менеджера Петропавловска-Камчатского является депутат Законодательного собрания, глава регионального отделения партии «Справедливая Россия» Михаил Пучковский.
В поселке Заозерный депутат содержит лошадей. Наша газета ранее писала о том, что жители поселка обращаются с жалобами в муниципалитет и в Роспотребнадзор, поскольку голодные домашние парнокопытные депутата Пучковского гуляют сами по себе, «достают из мусорных контейнеров пакеты с пищевыми и бытовыми отходами и разрывают их в поисках пищи». А еще гадят где попало и мешают проезду автомобилей.
Интересно, если некто начнет отстреливать гуляющих без присмотра депутатских лошадей дротиками с адилином, он понесет за это хоть какую-нибудь ответственность?