21 Марта 2017
Пятеро моряков камчатского судна погибли от отравления метанолом
Трагическим стало возвращение в порт приписки во вторник, 14 марта, камчатского траулера-рефрижератора «Изумруд». Среднее рыболовное морозильное судно (СРМС) на третьи сутки после выхода в море было вынуждено экстренно прервать рейс после того, как четверо моряков в возрасте от 25 до 50 лет скончались на борту от отравления метанолом.
Через день в реанимации краевой больницы умер пятый член экипажа, которому было 52 года. Еще четверо моряков были госпитализированы во вторую городскую больницу краевого центра. Их жизнь на данный момент вне опасности, но трое из них испытывают сложности со зрением. Временно или навсегда – сейчас сказать трудно.
Судно, принадлежащее фирме «Звезда Востока», вышло из Петропавловска 11 марта. На борту «Изумруда» находилось 27 моряков. Экипаж набирали, где придется. В него вошли жители Камчатки, Приморья, Дагестана, а также других регионов России. Сообщение от капитана о том, что на борту СРМС произошло чрезвычайное происшествие и судно возвращается из бухты Моржовая Авачинского залива в Сероглазку, поступило в порт вечером 13 марта. В первой радиограмме речь шла о двух погибших, но когда «Изумруд» ранним утром во вторник пришвартовался к причалу компании «Акрос», количество жертв увеличилось до четырех. Прибывшим на место врачам нескольких бригад «скорой помощи» сразу стало понятно: речь идет об отравлении метиловым спиртом.
В связи со смертью моряков «Изумруда» Дальневосточное следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело по части 3 статьи 238 Уголовного кодекса РФ «Хранение и перевозка товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц». Максимальное наказание по ней составляет 10 лет лишения свободы. Но, судя по всему, предъявлять обвинение по делу будет некому. Те, кто доставил на судно отраву, поплатились за это собственными жизнями.
На данный момент следствию уже известно, что полную бутыль спирта на борт принесли сами члены экипажа, не подозревая, что в ней находится метанол. Понемногу выпивать начали еще до отхода в рейс, но старались не увлекаться. При подготовке к выходу в море на судне было много работы. Да и попадаться на глаза капитану в нетрезвом виде, пока траулер-морозильщик стоял в порту, никто не хотел. За подобный «залет» могли и списать на берег. Поэтому роковое пиршество отложили до отхода.
Первыми погибли те, кто пил только суррогат из злополучной емкости. Вначале скончался боцман, затем матрос. Когда «Изумруд» уже лег на обратный курс, погибли еще двое. Как это ни парадоксально, выжившие моряки спаслись только потому, что после метилового спирта выпили еще и прихваченной про запас водки.
Дело в том, что противоядием для метилового спирта является содержащийся в сорокаградусном напитке этанол. Хотя они и являются очень похожими между собой, метиловый спирт расщепляется этиловым, тем самым ускоряя выведение яда из организма. Такой метод применяют даже в стационарных токсикологических отделениях клиник в качестве одного из основных средств реанимации. Те, кто не пил водку, погибли от жесточайшего отравления.
Собственное расследование случившегося начала и Государственная инспекция труда в Камчатском крае. Там инцидент квалифицировали как групповой несчастный случай на производстве. «Проводится расследование группового несчастного случая, произошедшего с работниками ООО «Звезда Востока». В настоящей момент инспекцией совместно с представителями других органов власти проводятся мероприятия, направленные на установление полных обстоятельств случившегося», – говорится в официальном сообщении ведомства. Комиссию, которой предстоит разобраться в причинах трагедии, возглавил руководитель регионального подразделения ведомства Гострудинспекции Даниил Колгин.
По плану в своем последнем рейсе СРМС «Изумруд» должно было принять улов сейнера «Донец», чьим судовладельцем является ООО «Рыбное». Эта фирма, как и ООО «Звезда Востока», не относится к гигантам рыбной отрасли. У каждой из них всего по одному судну. Уставный капитал двух обществ с ограниченной ответственностью составляет всего 10 и 20 тысяч рублей. При этом у «Рыбного» и у «Звезды Востока», по данным электронной базы rusprofile.ru, один и тот же учредитель.
В таких мелких рыболовных фирмах с миниатюрным уставным капиталом, как правило, не слишком заботятся об обновлении флота. Есть ржавая посудина, способная с горем пополам выйти на промысел, – и ладно. Именно такие старые шхуны с сомнительными судовладельцами чаще всего попадаются на браконьерстве.
СРМС «Изумруд» был построен в Японии в далеком 1980 году. До 1995 года он назывался DEVELOPER-3, затем был продан за бесценок и переименован. «Донец» на четыре года старше. Этот сейнер, предназначенный для бортового и дрифтерного лова, был спущен на воду в СССР летом 1976 года. На судах, которым давно пора на металлолом, экипажи обычно под стать своим плавсредствам. Трудоустраиваются туда в большинстве случаев те, кто неоднократно был замечен в пьянстве и других нарушениях трудовой дисциплины и был уволен с волчьим билетом. На серьезные предприятия таких не берут. Выбор места работы у них невелик.
Напомним нашим читателям, что сейнер «Донец» шесть лет назад уже становился главным виновником инцидента, также связанного с алкогольными возлияниями.
21 сентября 2011 года, пытаясь разойтись с судном, идущим встречным курсом, «Донец» по касательной задел кормовую часть атомной подводной лодки «Святой Георгий Победоносец». Многие члены команды сейнера, включая капитана, в момент столкновения были в стельку пьяны. После происшествия сейнер обошел субмарину и увеличил ход, пытаясь скрыться. Только после того, как командование группировки войск и сил на северо-востоке России приказало закрыть движение судов и рейд, капитан подчинился команде стать на якорь.
По итогам расследования, проведенного Дальневосточной транспортной прокуратурой, было установлено, что на «Донце» не была организована соответствующая вахта на мостике для надлежащего наблюдения». В отношении капитана Казимира Гайдамовича было возбуждено административное дело по статье 11.7 КоАП РФ «Нарушение правил плавания». Только потому, что в результате аварии не было человеческих жертв, а подлодке нанесены лишь минимальные повреждения, Казимир Гайдамович в итоге отделался тысячерублевым штрафом.
Спустя пять с половиной лет произошло новое пьяное ЧП уже с экипажем другого судна, фактически принадлежащего тому же предпринимателю. На этот раз пять человек стали жертвами алкогольного суррогата. Всего три месяца прошло после массового отравления метанолом в Иркутске, когда погибли 76 человек. Но этот печальный опыт ничему не научил любителей выпить. В Прибайкалье насмерть отравилось гораздо больше людей, чем на Камчатке. Но если сравнить население Иркутской области и нашего края, то масштабы трагедий, пожалуй, сопоставимы.
Впрочем, и у нас на полуострове это не первый случай группового употребления метилового спирта со смертельным исходом. В ноябре 2011 года на ярусолове «Муравьев-Амурский», принадлежащем ООО «Тымлатский рыбокомбинат», в Корфском заливе в
В 1992 году похожий случай произошел на камчатской военной флотилии, которой тогда командовал вице-адмирал Юрий Шуманин. В бухте Бабия тогда специально был создан нештатный отряд в количестве 15 человек для утилизации судов, находящихся в отстое. Проще говоря, брошенных на прибрежной полосе. Отряд проработал ровно две недели, после чего 11 матросов решили распить «горькую». Они употребили целый чайник этиленгликоля. Четырех человек спасти не удалось. После чего отряд был расформирован, а его командир предупрежден о неполном служебном соответствии.
По последним данным краевого управления Роспотребнадзора, только за девять месяцев прошлого года 43 жителя региона умерли, выпив некачественного спиртного. Казалось бы, уже каждому россиянину от детсадовского до пенсионного возраста уже должно быть известно, что одноатомный метиловый спирт и многоатомный этиленгликоль – смертельные яды. Они пагубно влияют на нервную и сосудистую системы, а также на зрение. Если человек выживает, то часто остается слепым.
Принятие метилового спирта вызывает вялость, головную боль, общее недомогание, боли в пояснице и животе. Возможна потеря сознания. Смертельная доза метилового спирта при употреблении внутрь составляет в зависимости от комплекции человека от 30 до 100 миллилитров. Но все чаще это не останавливает страждущих. Тем более что на глаз отличить этиловый спирт, из которого производят алкогольные напитки, от метанола чрезвычайно сложно.
Понимая, что призывать соотечественников не пить что попало бессмысленно, дадим несколько советов, как в бытовых условиях можно определить наличие в «огненной воде» метилового спирта. Во-первых, сомнительную жидкость в экспериментальных целях можно поджечь. Этанол загорится без проблем. Огонь будет голубоватым, а запах – не резким. Если же пламя будет пахнуть едко и неприятно – перед вами метиловый спирт.
Второй способ не такой эффективный, но и он поможет распознать присутствие метанола. Для него понадобится разрезанная пополам картофелина. На очищенный клубень следует нанести несколько капель спирта. Если крахмал, содержащийся в картофеле, примет розоватый цвет, такой напиток употреблять категорически нельзя. Для следующего способа поможет марганцовка. При добавлении ее в алкоголь не должно происходить никаких реакций, если же жидкость начнет шипеть, то будьте уверены, что это реакция на присутствие метанола.
Еще раз подчеркнем, что мы призываем камчатцев не пить всякую дрянь. Но, учитывая российский менталитет: «если нельзя, но очень хочется, то можно», вынуждены помочь нашим землякам сберечь свое здоровье и саму жизнь вышеперечисленными нехитрыми рецептами, о которых следует знать, прежде чем употреблять жидкости неизвестного происхождения.
Дмитрий ЧЕРНОВ