13 Апреля 2016
С 2003 года в стране действовал Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, который в дальнейшем был переименован в Федеральную Службу, – структура, практически полностью дублировавшая работу уголовного розыска МВД по направлению борьбы с наркопреступностью. Та же участь постигла и Федеральную Миграционную службу (ФМС) России – ведомство, которое вело направление по учету, конт-ролю и оформлению документации, но в вопросах, например, выявления нелегальных мигрантов опиралось на работу МВД.
13 Апреля 2016
С 1 февраля этого года в Петропавловске-Камчатском не утихают споры о том, в какую дверь нужно заходить при посадке в маршрутные автобусы и, соответственно, в какую выходить. Порядок входа-выхода пассажиров при поездках на городских автобусах был изменен решением очередного собрания членов некоммерческой организации «Камчатский транспортный союз». Теперь мы дружно учимся и привыкаем заходить в переднюю дверь и выходить, извините, в зад-нюю.
13 Апреля 2016
начало пути
к Америке
Вторая тенденция – стремление императора Петра I к разведыванию новых земель, рудных богатств, возможности плавания вдоль северных берегов Сибири. Именно это стало причиной организации I Камчатской экспедиции, убедительно подтвердившей вывод о забвении плавания Семена Дежнева. Многочисленные документы экспедиции свидетельствуют о том, что ни Петр I, ни члены Адмиралтейств-коллегии, ни Беринг и его спутники (а среди них были такие старожилы Сибири, как Треска и Соколов, открывшие в 1716 году морской путь через Охотское море на Камчатку, как Федор Лужин, который уже участвовал в экспедиции на Камчатку и Курильские острова), ни многие сибиряки – никто не знал о плавании 1648 года. Неопределенность границ России на Дальнем Востоке и в Сибири, недостаточное знание побережий и вод Северного Ледовитого и Тихого океанов, стремление закрепить границы России на юге и расширить торговые связи с европейскими странами, Китаем и Индией вынуждали заняться решением научных проблем: изучением закрепленных за Россией новых земель и народов, открытием кратчайших путей торговли и сообщения с другими странами («Великий русский мореплаватель А. И. Чириков», В. А. Дивин – М.: Географгиз, 1953. – 278 с. С.16). Важным стимулом для развития географической науки в XVIII веке являлось и то, что сам Петр I хорошо понимал значение географии для развития экономики России. Одной из главных географичес-
ких проблем российского государства являлось изучение и освоение Северного морского пути, а в петровское время – достижение Китая, Японии и Индии по этому пути из Европейской части России. Петр I долго вынашивал планы окончательного выяснения пролива между Азией и Америкой. В 1719-1722 годах, геодезистам И.М. Евреинову и Ф.Ф. Лужину указом Петра I было поручено отправиться в Тихий океан и, помимо выполнения прочих географических задач, выяснить, «сошлася ли Америка с Азией». Эту задачу им решить не удалось, хотя в остальном их плавание к берегам Камчатки и Курильских островов, во время которого они описали северные острова и составили по расспросам чертеж всей Курильской гряды, принесло много новых географических сведений («Великий русский мореплаватель А. И. Чириков», В. А. Дивин – М.: Географгиз, 1953. – 278 с.С.20).
23 декабря 1724 года последовал именной указ Петра I Адмиралтейств-коллегии об организации Первой Камчатской экспедиции. Текст указа и комментарии Адмиралтейств-коллегии к нему явно свидетельствуют о значительной роли, отводимой Петром I в этой экспедиции географическим и картографическим работам, так как уже в ее первом пунк-те требовалось «сыскать геодезистов, тех, которые были в Сибири и приехали». Пометка на документе рукою Петра – «Зело нужно штюрмана и подштюрмана, которые бывали в Нордовой Америке» – определенно указывает на основную цель экспедиции: достижение берегов Америки (Там же. С.15).
Руководителем экспедиции был назначен Витус Беринг. Почему именно он? Некоторые историки считают, что назначение на эту ответственную и почетную должность стало некоторой компенсацией императорского упущения: по окончании Северной войны со Швецией (1700 – 1721гг.) все ее участники получили различные награды: звания, земли, ордена. Все, кроме Витуса Беринга. Обида добросовестного служаки выразилась в прошении об отставке: «Оставлен я прибавочным жалованием пред некоторыми из моей братии молодшим капитаном, которые гораздо моложе меня службою, и некоторым всегда я команду имел…, а потому состою в великом сомнительстве, не ожидая себе лучшего анкуражменту» (Шумилов А.В. «Самая дальняя и трудная и прежде никогда не бывалая». «Последняя экспедиция Витуса Беринга». – М.:АО «Прогресс». 1992 – 192 с. С.10). Адмиралтейств-коллегия постановила: «Витезя Беринга …отпустить во отечество». Однако через пять месяцев лично Петр издает указ о повышении Беринга в звании, а еще через четыре месяца, 6 января 1725 года, за три недели до смерти император назначает его руководителем экспедиции. Берингу было 43 года. Это был уже зрелый, опытный человек, обладавший организаторскими способностями. Увы, история не сохранила портрета этого выдающегося человека. Долгое время за него принимали портрет дяди великого мореплавателя придворного поэта и историка Витуса Педерсена Беринга. Так считают датские историки. Реконструкция внешности командора по черепу, предпринятая представителем НИИ судебной медицины профессором В.Н. Звягиным в 1991 году, позволила восстановить облик капитан-командора. Результат этой работы можно увидеть в Камчатском краевом объединенном музее, хотя стоит иметь в виду, что подобные реконструкции не дают 100 % совпадения с оригиналом (Шумилов А.В. «Самая дальняя и трудная и прежде никогда не бывалая»/Последняя экспедиция Витуса Беринга. – М.:АО «Прогресс».1992 – 192 с. С.151-188).
Но вернемся в век XVIII. Петр I знал Беринга лично и собственноручно написал Витусу Йонассену инструкцию, которую передал на исполнение главнокомандующему Военно-морским флотом России генерал-адмиралу Ф.М. Апраксину («Русская Америка в географических описаниях и на картах (1741 – 1867 гг.)» А. В. Постников. – СПБ. : Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. – 573 с.С.34). Выполняя задание, командор всегда подчеркивал, что данная ему инструкция была написана собственноручно императором. По всей вероятности, между ними состоялся и какой-то разговор, дополнявший и разъяснявший инструкцию (Федорова Т.С. «Встречи с историей. Северная Пацифика глазами исследователя»: сб. ст. / сост. И.В. Витер/ - Петропавловск-Камчатский; Издательство «Кампресс», 2011. – 312 с. С. 23). Инструкция гласила:
«1. Надлежит на Камчатке, или в другом тамож месте сделать один или два бота с палубами.
2. На оных ботах (плыть) возле земли, которая идет на норд, и по чаянию (понеже оной конца не знают), кажется, что та земля – часть Америки.
3. И для того искать, где оная сошлась с Америкою, и чтоб доехать до какого города европейских владений; или ежели увидят какой корабль европейской, проведать от него, как оной куст (берег) называют, и взять на письме, и самим побывать на берегу, и взять подлинную ведомость, и, поставя на карту, приезжать сюды» («Инструкция Петра I В. Й. Берингу о задачах Первой Камчатской экспедиции». – Сб.док. «Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII в.» – М.: Наука, 1984. – С.35 – 36.). По поводу задач, поставленных перед экспедицией, все еще можно встретить разные мнения, наиболее распространенное из которых, с точки зрения зарубежных историков, наличие некой «секретной инструкции», документального подтверждения которой по сей день не найдено.
3 февраля 1725 года в развитие приведенной выше инструкции Петра I Адмиралтейств-коллегия выдала В.Й. Берингу свое наставление, в котором, в частности, указывается, что руководителю экспедиции направлена «для известия тамошних мест сочиненная в 1721 году карта», составленная по итогам экспедиции И.М. Евреинова и Ф.Ф. Лужина к берегам Камчатки и Курильским островам. Помимо этого в распоряжении Беринга была карта «Камчадалии», составленная по данным И. Львова и помещенная в атласе Гомана. На этой карте возле восточного побережья Камчатки изображена мифическая Большая земля.
Отправляясь в путь, ни Витус Беринг, ни его ближайший помощник Алексей Иванович Чириков, ни другие участники похода не представляли, какие трудности ожидали их впереди. Однако всем было ясно – там, на далеких окраинах оборудования, необходимого для экспедиции, нет. Поэтому детали корпуса будущего судна и рангоута, оборудование камбуза и кают, такелаж, комплекты парусов, артиллерию, штурманские приборы и инструменты, оружие, якоря, флаги и фонари, и многое, многое другое собирал А.И. Чириков. Он же и выехал с основной группой участников путешествия из Петербурга 24 января 1725 года. В. Беринг задержался в столице в связи со смертью императора и некоторыми домашними делами.
Витус Беринг:
Первая Камчатская
14 февраля весь состав Первой Камчатской экспедиции собрался в Вологде и через два дня отправился в дальний путь: Сольвычегодск – Соликамск – Верхотурье – Тюмень – Тобольск. По мере продвижения командор постоянно собирал сведения от всех побывавших там людей, чтобы заранее подготовиться к возможным ситуациям. Ведь несмотря на указ Сената об оказании помощи Первой Камчатской экспедиции, ее организация постоянно требовала терпения, огромных усилий и настойчивости: Сибирь только начинала заселяться, а экспедиции требовалось огромное количество провианта, лошадей, рабочих рук (Федорова Т.С. «Встречи с историей. Северная Пацифика глазами исследователя». Сб. ст. / сост. И.В. Витер/ - Пет-ропавловск-Камчатский; Издательство «Кампресс», 2011. – 312 с. С. 24-27).
Под началом Беринга (вместе с мастеровыми) было 140 человек, в Якутске наняли дополнительно служилых людей для транспортировки грузов. В Охотск надо было перебросить 10 тысяч пудов – 160 тонн. Лошадь по бездорожью могла нести во вьюках не более пяти пудов. Большую часть грузов до заморозков отправляли на дощаниках по рекам. А в конце сентября дощаники стали вмерзать в лед. Пришлось сколотить сотню нарт, и люди, впрягшись на манер лошадей, потащили в Охотск самые нужные грузы для оснастки судов – парусину, канаты, якоря.. Человек, в отличие от лошади, тащил на нартах и по шесть, и по десять пудов. Бухты толстых канатов были слишком тяжелы, приходилось развивать по стреньгам, а в Охотске опять ссучивать. Якоря разбивали на несколько частей, а потом сваривали. Служилые люди, нанятые в Якутске еще летом, начали убегать, не выдержав тягот пути. И до Юдомского креста, в итоге, из двухсот трех человек дошли восемьдесят пять: кто разбежался, кто умер. «Оголодала вся команда, писал Беринг в рапорте, – и от такого голоду ели лошадиное мертвое мясо, сумы сыромятные и всякие старые кожи, платье и обувь кожаные» (Шумилов А.В. «Самая дальняя и трудная и прежде никогда не бывалая»/Последняя экспедиция Витуса Беринга. – М.:АО «Прогресс».1992.- 192 с. С.14-15). Штурманы экспедиции лейтенант А.И. Чириков и гардемарин П.А. Чаплин, произведенный во время плавания в мичманы, со дня выезда экспедиции из Петербурга и заканчивая возвращением в Петербург, вели вахтенный журнал.
В настоящее время он находится в Государственном архиве ВМФ в Петербурге. Этот подлинный документ подробно освещает деятельность Первой Камчатской экспедиции. 1 октября 1726 года Беринг и Чаплин прибыли в Охотский острог. Стали строить дома для команды и амбары для припасов. 6 января 1727 года прибыл М. Шпанберг на нартах, посланных ему навстречу. А. Чириков выехал из Якутска в мае, когда были лучшие возможности для корма лошадей. Лошадей через реки перегоняли вплавь, а провиант перевозили на плоту. В Охотск Чириков прибыл 3 июля 1727 года без происшествий, доставив 2300 пудов муки (Шопотов К.А. «Великий русский мореплаватель Алексей Чириков». СПб: «Географ», 2005 – 160 с. С.31). Однако в целом до Охотска экспедиция добралась с огромными лишениями, потеряв более 500 лошадей, часть груза. Умерло от лишений несколько десятков человек, было много больных и бежавших. В числе умерших был геодезист Лужин («Камчатские экспедиции. Витус Беринг». – М.: Эксмо, 2012. – 480 с. С. 20).
Теперь главной задачей была постройка судна, чтобы добраться до Камчатки. 8 июня 1727 года его торжественно спустили на воду и назвали «Фортуна». 1 июля «Фортуна» уже вышла в море и 10 августа вернулась с Камчатки за новым грузом. Еще 10 июля с Камчатки вернулось старое судно, ладья, ранее построенная в Охотске (1720 год). 22 августа 1727 года Беринг и Шпанберг на «Фортуне», а Чириков и Чаплин на старом судне вышли из Охотска на Камчатку. Всего в путь отправились 35 человек, 21 человек уже находились на Камчатке. 4 сентября 1727 года суда вошли в устье реки Большой. Для постройки морского судна 12 человек на 30 батах во главе со Шпанбергом вышли вверх по реке Быстрой. Для перевозки остальных грузов Беринг требовал от управителей камчатских острогов людей и более 500 собачьих упряжек (Федорова Т.С. «Встречи с историей. Северная Пацифика глазами исследователя». Сб. ст. / сост. И.В. Витер/ - Петропавловск-Камчатский; Издательство «Кампресс», 2011. – 312 с. С.71). Это происходило в пригодное для охотничьего промысла зимнее время. Случалось, что вместо загубленных тяжелой работой собак в нарты запрягали ительменов (Сергеев В.Д. «Страницы истории Камчатки (дореволюционный период). Петропавловск-Камчатский». Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1992 - 192 с. С. 82). До прихода русских население Камчатки, по оценке историков, достигало 30 тысяч человек. Но через 30 лет – ко времени экспедиции Беринга – численность его сильно сократилась. Причиной этого были и болезни, занесенные землепроходцами, и грабительские ясашные поборы (Шумилов А.В. «Самая дальняя и трудная и прежде никогда не бывалая»/Последняя экспедиция Витуса Беринга. – М.:АО «Прогресс». 1992.- 192 с. С.16). Прибытие экспедиции значительно ухудшило положение коренных жителей. Только к весне 1728 года, 4 апреля был заложен двухмачтовый бот «Святой Гавриил». 13 июля 1728 года «Св. Гавриил» медленно двинулся вниз по течению реки Камчатки. Всего отправлялось в плавание 44 человека: 36 человек – экипаж судна, два толмача и 6 офицерских слуг. 15 июля обогнули Камчатский мыс и взяли курс на северо-восток, что еще раз подтверждает, что Беринг не сомневался, в каком направлении следует идти. Он знал о поездках русских из Колымска на Анадырь.
Шли вдоль азиатского берега. 30 июля бросили якорь, на берег отправили шлюпку с Чаплиным и четырьмя матросами «…для искания пресной воды и для осматривания места», но ни пресной воды, ни удобной стоянки не нашли, бот двинулся дальше.
6 августа, когда на судне оставалась всего одна бочка пресной воды, «в 6 часов пришли к углу гор каменных всего в 200 сажен расстоянием, и простираются горы на Норд по компасу. Высоки горы зело и круты без разнства, как стена» (Федорова Т.С. «Встречи с историей. Северная Пацифика глазами исследователя». Сб. ст. / сост. И.В. Витер/ - Пет-
ропавловск-Камчатский; Издательство «Кампресс», 2011. – 312 с. С.75). Снова на берег послали шлюпку с мичманом Чаплиным, чтобы осмотреть губу, измерить глубину и найти воду. Он нашел место, где было жилье «сего года» и свежую воду. Набрав 22 бочки воды, 7 августа пошли дальше. В честь праздника этого дня назвали бухту заливом Преображения. 8 августа состоялась первая встреча с чукчами, во время которой мореплаватели не узнали ничего полезного для своего путешествия. 14 августа в широте 65 градусов 30 минут Беринг пригласил в свою каюту лейтенантов и приказал им подать письменно мнение, идти дальше или возвращаться назад. Чириков предложил продолжать плавание: «Понеже известия не имеем, до которого градуса ширины из Северного моря подле восточного берега Азии от знаемых народов европским жителям бывали, и по оному не можем достоверно знать о разделении морем Азии с Америкою, ежели не дойдем до устья реки Колымы или до льдов, понеже известно, что в Северном море всегда ходят льды, того ради надлежит нам непременно, по силе данному вашему благородию е.и.в. вечнодостойныя и блаженыя памяти указу, подле земли иттить (ежели не воспрепятствуют льды или не отведет берег на запад к устью Колымы) до мест, означенных в е.и.в.указу» (Шопотов К.А. «Великий русский мореплаватель Алексей Чириков». СПб: «Географ», 2005 – 160 с. С.38). Если же земля «будет наклоняться к норду», то по 25 число искать место для зимовки. Обоснованное предложение Чирикова было единственно возможным вариантом научного решения векового вопроса о проливе между Азией и Америкой. Шпанберг счел правильным идти к северу до 16 августа, дойти до 66 градусов с.ш., и повернуть назад, на Камчатку. Беринг принял решение Шпанберга. К концу дня 13 августа «Св. Гавриил», продолжая путь на северо-восток вдоль закрытого побережья Азии, прошел в 50 милях траверс мыса Принца Уэльского, расположенного на западной оконечности Северной Америки. Это было кратчайшее расстояние до нее за все время плавания экспедиции. Вечером, по-прежнему в тумане, прошли мыс Дежнева, самую восточную точку азиатского побережья Берингова пролива и вскоре вышли в Чукотское море. 14 августа моряки в последний раз видели землю. Три дня, по 16 августа «Св. Гавриил» лавировал в Чукотском море: искали берега Америки, но они теперь были более чем за 100 миль. Погода не благоприятствовала мореплавателям. 16 августа 1728 года в полдень бот «Св. Гавриил» достиг широты 67 градусов 18 минут 48 секунд. Беринг окончательно решил прекратить поиск берегов Северной Америки, обосновывая свое решение тем, что «в правой стороне по курсу нашему от острова земли не видал, и земля больше к северу не простирается и наклоняется к западу» (Там же). Обратно плыли тем же маршрутом, не отходя далеко от азиатского берега, и «за туманом с мокротою» Америку не видели (Федорова Т.С. «Встречи с историей. Северная Пацифика глазами исследователя». Сб. ст. / сост. И.В. Витер/ - Петропавловск-Камчатский; Издательство «Кампресс», 2011. – 312 с. С.76).
Все плаванье заняло 51 день. Весной 1729 года Беринг начал готовиться к новому походу. 5 июня зимовавшие в Нижне-Камчатском остроге «Фортуна» и «Св. Гавриил» вышли в море. Обследовав район южнее Кроноцкого полуострова и убедившись, что никакой земли здесь нет, 30 июня подошли к входу в Авачинскую губу, и Чириков нанес ее на свою карту под названием «Залива Камчатская». 2 июля достигли оконечности Камчатки, пролив и первые три острова Курильской гряды. 3 июля встали на якорь в устье реки Большой. Простояв 9 суток и произведя необходимый ремонт после месячного плавания, снялись с якоря и взяли курс к Охотску. 22 июля вошли в устье реки Охоты, но на рейд Охотска встали лишь через два дня. Плавание было закончено. По этому случаю был дан салют из 5 пушек. Витус Беринг мог исполнить свою задачу, потому что встретил в Сибири контингент подготовленных вековой работой землепроходцев энергичных моряков. Его помощниками стали образованные молодые русские офицеры А.И. Чириков и П.А. Чаплин. Записи в их журналах отличаются, так как они выполняли разные задачи, зачастую находились в разных местах. На записях каждого, кроме того, отразились характер, уровень знаний и интересов. А. Чириков был исследователем, старался анализировать события, П. Чаплин – хозяйственником, администратором. На нем лежала ответственность за снабжение людей провиантом и выдачу жалования по ордерам Беринга. Он вел строгий учет: кто, когда, откуда прибыл, кто умер, кто куда послан, сколько больных, фиксировал передвижения членов команды и туземцев. Учитывал каждую суму с мукой, каждую скотину, каждый пуд сухого мяса. Мичман отличался добросовестностью, исполнительностью, честностью, аккуратностью. В хозяйственном отношении он был правой рукой Беринга, его адъютантом и секретарем, умел установить контакты и с членами экспедиции, и с управителями разных городов, и с туземцами. Записи в журналах Чаплина более сухие, чем Чирикова, он не наблюдал затмение луны, меньше внимания обращал на флору и фауну Сибири, реже определял координаты тех или иных мест, менее подробно описывал города, через которые они проезжали, но он беспристрастно отмечал все тяготы, которые переносили участники экспедиции. По журналу можно судить чего стоили людям великие географические открытия, о стойкости и мужестве участников экспедиции в тяжелейших условиях жизни, в холоде и в голоде (Федорова Т.С. «Встречи с историей. Северная Пацифика глазами исследователя». Сб. ст. / сост. И.В. Витер/ - Петропавловск-Камчатский; Издательство «Кампресс», 2011. – 312 с. С.77-78). 1 марта 1730 года экспедиция была уже в Петербурге. Столица встретила отважных мореплавателей колокольным звоном – восходила на Российский престол рано овдовевшая герцогиня Курляндская Анна Иоановна (Шопотов К.А. «Великий русский мореплаватель Алексей Чириков». СПб: «Географ», 2005 – 160 с. С.38).
Современники не сразу поняли значение этой экспедиции. Результаты ее отразились на карте Сибири, составленной геодезистом М. Зиновьевым в 1727 году и присланной тогда же в Петербург С. Колычевым, под надзором которого она была составлена. Карта эта осталась в рукописи, но, по-видимому, ею пользовались для своего атласа Кириллов и Академия Наук (1738). На этой карте северо-восток Азии представлен более правильно, чем это было раньше («Камчатские экспедиции/ Витус Беринг». – М.: Эксмо, 2012. – 480 с. С. 24). Первая Камчатская экспедиция имела и большое политическое значение. Она определила границы России на северо-востоке Азии, открыла глаза на возможность изучения новых, еще не известных науке территорий, приковала внимание к Чукотке и северной части Тихого океана, к возможности открытия с запада Северной Америки.
Сам Витус Беринг не считал свою задачу законченной. Но об этом в нашем следующем повествовании.
кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой
экономических и социально-
гуманитарных наук
Петропавловск-
Камчатского
филиала РАНХиГС
13 Апреля 2016
Несколько месяцев назад ООО «УЖКХ» поручило акционерному обществу «Камчатжилкоммунпроект» обследовать техническое состояние несущих и ограждающих конструкций дома. Заключение экспертизы под номером 6592-ТЗ недву-смысленно гласило: «Руководствуясь справочником по капитальному ремонту жилых и общественных зданий, при физическом износе более 60 процентов, здание для дальнейшего проживания непригодно»
ООО «УЖКХ», под чьим управлением находится здание, направило письмо в адрес сразу пятерых должностных лиц. Один из них – руководитель жилищной инспекции Камчатского края Игорь Амельчук – ответил редакции «Вестей»: «То, что дом кто-то признал непригодным для проживания, еще не значит, что он признан аварийным и подлежащим сносу». Вице-мэр Александр Ващилко выразился еще яснее: «Все сто домов, находящихся в таком же состоянии, расселить невозможно. Снять утяжеление от шлаков на крыше можно и без расселения жильцов».
В управляющей компании – ООО «УЖКХ» утверждают иначе. «Ремонт с полной заменой несущих конструкций носит капитальный характер и невозможен без расселения жильцов в маневренный фонд, – пишут оттуда в мэрию.– Жителей второго подъезда дома необходимо выселить на весь период ремонтных работ».
Напомним нашим читателям историю дома номер 48 на улице Красная сопка.
17 сентября прошлого года после рабочего дня жильцы квартиры № 22 закончили ужинать и отправились смотреть телевизор. Это и спасло им здоровье, а возможно, и жизнь. В 20 часов 58 минут, в момент, когда произошло запомнившееся многим землетрясение, на кухне трехкомнатной квартиры, расположенной на последнем этаже четырехэтажного дома, раздался страшный грохот. Прибежавшие на шум люди обнаружили шокирующую картину: чердачные перекрытия рухнули, под ногами – груда обломков, а в потолке образовалась дыра размерами два с половиной на три метра. Сквозь нее они увидели небо.
Генеральный директор ООО «УЖКХ» Юлия Харитонова пишет главе Петропавловск-Камчатского городского округа: «Учитывая критическое состояние жилого дома, угрожающее безопасности и здоровью живущих в нем людей, просим в максимально короткие сроки рассмотреть перспективы расселения жилого дома. Поддержание конструктивных элементов здания в рамках мероприятий по текущему ремонту не представляется возможным».
Спустя более полугода после стихийного бедствия, все в той же, 22-й квартире, обстоит почти по-прежнему. Только жильцы заколотили дверь на кухню крест-накрест досками. Больше они туда не заходят. И ждут решения городских властей либо о капремонте, либо о переселении.
«Сейсмостойкость здания оценивается не более чем в шесть баллов, – пишут в своем заключении эксперты «Камчатжилкоммунпроекта». По их мнению, проведение каких-либо работ при физическом износе дома в 64 процента с целью приведения жилого дома в пригодное для проживания состояние экономически нецелесообразно, ибо стоимость капремонта превысит стоимость работ по строительству другого аналогичного дома.
Сгнили в доме, способном развалиться в любой момент, не только перекрытия. В недопустимом состоянии находится и четырехскатная кровля с деревянными стропилами. В несущих конструкциях множество трещин. Древесина расслаивается. В квартирах под такой крышей страшно не то что жить, а даже ненадолго войти туда. В результате многолетнего вымывания и проседания грунта разрушился бетонный пол подвала дома. По стенам постоянно течет вода. Лестничный марш, ведущий в подвал, наклонился и отошел от стены более чем на полметра. Туда давно уже никто не спускается из естественного страха свернуть себе шею.
На все предыдущие жалобы чиновники твердили одно: нужна новая экспертная оценка состояния дома. Будто не очевидно, что если дом разваливался еще четыре года назад, и с тех пор его никто не ремонтировал, то сам по себе за это время превратиться во дворец он никак не мог. Инициативная группа жильцов под руководством Натальи Попович в конце августа нынешнего года направила на имя главы Петропавловск-Камчатского городского округа Константина Слыщенко обращение с настоятельной просьбой все же включить их дом в программу расселения. Правда, ответа от него они так и не дождались.
Многоквартирный дом на улице Красная сопка, 48, является одним из 180 жилых зданий в краевой столице, что имеют большой дефицит сейсмостойкости, и усиливать их нецелесообразно. В таких домах Петропавловска живут больше пяти тысяч семей. Загвоздка заключалась в том, что по результатам проверки 2011 года эксперты хоть и назвали техническое состояние подвала, стен, перекрытий и крыши «недопустимым» и «неудовлетворительным», но сам дом официально так и не получил статуса «аварийного». Городские чиновники тянули время, как могли. Дескать, нет в Пет-ропавловске столько муниципального жилья, чтобы обеспечить квартирами всех, кто живет под обваливающимися крышами.
Кто только не проводил экспертиз по вопросу о техническом состоянии здания. В 2011 году специалисты камчатского ООО «Проект», как положено в подобных ситуациях, предложили городским властям два варианта дальнейших действий. Либо усилить несущие конструкции, а также провести капитальный ремонт крыши, стен и перекрытий, либо расселить здание, вывести его из эксплуатации и снести. В 2015 году ОАО «Камчатжилкоммунпроект» определило дефицит сейсмостойкости дома в три балла, при том, что двухбалльный дефицит в обязательном порядке должен повлечь за собой расселение и снос жилого и даже офисного здания.
Наконец, уже после сентябрьского землетрясения комитет по управлению жилищным фондом мэрии заказал независимую оценку отчего-то малоизвестному обществу с ограниченной ответственностью из города Иванова «Актив-Проект». Но и там доказали, что даже не комплексный капремонт дома экономически нецелесообразен. «Скорее всего, мы выйдем на дорогу, и будем вынуждены жить в палатках, – пишет премьер-министру Дмитрию Медведеву жительница дома Алина Пинчук. – Убедительная просьба: не дайте этому произойти». Неужели судьбой всего одного жилого дома в далеком Петропавловске придется лично заниматься главе российского правительства?
Все это ясно свидетельствует о нарушении монолитности кладки, в результате чего несущие стены уже не смогут устоять в случае сколько-нибудь серьезного землетрясения. Впрочем, как бы они не развалились сами собой. После увиденного в здании на улице Красная сопка, 48, даже соломенный домик поросенка Ниф-Нифа покажется несокрушимой крепостью.
На официальном сайте Фонда капитального ремонта Камчатского края состояние дома оценивается как «исправный». Замена крыши намечена на 2029 год. Инженерных систем тепло- и электроснабжения – на 2038 год. Фасад и фундамент ремонтировать в ближайшем веке вообще не планируется. Доживут ли жильцы? Из проведенных экспертиз следует, что состояние жилого дома «критическое». Муниципалитет в это не верит.
На фоне катастрофически ветшающего жилого фонда, администрации Петропавловск-Камчатского городского округа не мешало бы максимально сосредоточить свои усилия на строительстве новых жилых домов, ремонте брошенных квартир, пригодных для проживания. Таковых в краевой столице около 800.
Вместо этого затеяна нескончаемая административная реформа, которую кроме как издевательством над самим понятием «управление» не назовешь. В результате, с позволения сказать, этой реформы, все школьные и дошкольные учреждения ПКГО должны были в срочном порядке поменять большую часть своей нормативной документации по хозяйственному взаимодействию с вновь «организованными» департаментами и отделами. А структурные подразделения самой администрации утонули в бумагах, перерегистрируя себя в налоговых органах и казначействе.
Кто спорит: каждая новая метла метет по-новому. Лишь бы от этого был толк. Правда, с последним как раз проблемы.
На военно-морском флоте была такая горькая шутка: «Когда командир не знает, что делать, он либо всю вину возлагает на предшественника, либо устраивает бесконечные построения личного состава, на которых объясняет как надо служить». Чем больше происходит построений, тем меньше остается времени для работы. Разумеется, воинская служба отличается от гражданской, но бессмысленные управленчес-кие решения имеют один и тот же корень – непрофессионализм. Нынешняя мэрия, вместо того, чтобы решать серьезные проблемы города, вдруг объявляет о начале новой светлой жизни на пассажирских перевозках на автотранспорте. Она решила, что пассажирам нужно заходить в переднюю дверь, а выходить через заднюю, и начала насаждать эту схему посадки с упорством слабоумных, собирающих фантики от конфет. Но этого ей показалось мало. Она решила побороться с жителями, которые поставили себе пластиковые балконы, превышающие допустимые размеры. Только с каких размеров начинаются недопустимые, они не объяснили. Все ответы на этот вопрос они рекомендовали искать в существующих ГОСТах. Вот он – блестящий пример вопиющей некомпетентности. Если делать балконы согласно ГОСТу, то они должны быть деревянные (в одну доску), без утепления, с деревянными рамами с одним стеклом. Причем, все балконы должны быть покрашены в одинаковый цвет. Т.е., если дом при строительстве имел серые оттенки, то балконы все были белые. Могли быть и другие варианты. Но оставалось неизменным одно – если балкон закрывали, то конструкция должна быть деревянной и относительно легкой.
Теперь представим себе, что в Петропавловске около пяти тысяч относительно старых домов. На их балконах, согласно ГОСТУ, должны быть установлены деревянные защитные конструкции с одним стеклом. Если жители заменили прогнившее дерево на пластик с утеплителем, то они волей неволей вышли за размеры стандартов. Более того, многократно утяжелили конструкции на самом балконе, а значит, превысили допустимую нагрузку. (Кстати, мэрия не предоставила никаких расчетов относительно того, какая же должна быть нагрузка на балконную плиту). Следовательно, все пластиковые балконы установлены с нарушением существующего ГОСТа и должны быть снесены. Трудно себе представить накал народного негодования, если чиновники начнут сносить пластиковые балконы в краевой столице.
Но и это еще не все. Пример жилого дома на ул. Красная сопка, 48, явился, некоторым образом, зеркалом для наших «героев», для вице-мэра Александра Вощилко и руководителя жилищной инспекции Камчатского края Игоря Амельчука. Первый признался, что на Камчатке есть сто домов, находящихся в состоянии, опасном для проживания и требующие расселения. Еще четырнадцать многоквартирных жилых домов признаны аварийными и также подлежащими расселению. Тратить деньги на ремонт этих домов бессмысленно, их нужно сносить и строить новые, или хотя бы экстренно сделать капитальный ремонт. Но руководитель жилинспекции, господин Амельчук, словно не видит этого. Он выписывает представления управляющим компаниям на проведение капитального ремонта, хотя управляющие компании, как известно, не занимаются капитальным ремонтом. Для этого создан Фонд капитального ремонта Камчатского края. Можно ли назвать действия последнего упомянутого чиновника, профессиональными, соответствует ли он своей должности?
Не надо иметь особого управленческого ума, чтобы воевать с балконами и выписывать предписания на устранение замечаний в жилых развалюхах.
Возвращаясь к административной реформе мэрии ПКГО, легко предвидеть, что она закончится очередным витком, ведущим в управленческий тупик. И следующая новая метла начнет, на свой страх и риск, мести по-новому, чуть-чуть правее, потом левее… Главное, чтобы было движение.
P.S.: Все предыдущие главы администрации ПКГО начинали свою деятельность с капитальных ремонтов своих кабинетов. Даже если они были до их прихода капитально отремонтированы.