Дорога к Дальнему

Печать
PDF
На борту самолета специального летного отряда «Россия», который летел 24 октября 2013 года из Комсомольска-на-Амуре в Москву, царило ликование. Высокопоставленные пассажиры, возвращавшиеся в столицу с выездного заседания правительственной комиссии по Дальнему Востоку, подходили к министру по развитию региона Александру Галушке и поздравляли его с победой.

Сам министр все десять часов полета устало кивал, принимая поздравления, а в перерывах обсуждал детали трудоустройства и планы работы министерства с будущими подчиненными, многие из которых летели тем же бортом.
За несколько часов до этого Александр Галушка и его шеф Юрий Трутнев, назначенный в августе вице-премьером и полпредом президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), выиграли нелегкую аппаратную битву. Премьер Дмитрий Медведев, вывезший на заседание комиссии почти половину своих министров, полностью одобрил предложенную Трутневым и Галушкой новую схему развития Дальнего Востока. В соответствии с ней Минвостокразвития должно было получить обширные полномочия на Дальнем Востоке, многие из которых будут отобраны у других ведомств. Итоговый протокол совещания был утвержден в редакции, которую представило министерство Галушки. И хотя у других ведомств были подробные замечания к предложениям коллег (материалы совещания имеются в распоряжении «Власти»), – особенно резок в своей критике был Минфин, требовавший от Минвосток-
развития привести расчеты для обоснования своих предложений, – премьер встал на сторону ведомства Александра Галушки. Именно поэтому министра так горячо поздравляли на обратном пути.
С тех пор Юрий Трутнев и Александр Галушка пытаются добиться выполнения этих октябрьских решений.
До Дальнего Востока такую схему управления Москва применяла лишь на Северном Кавказе, где Александр Хлопонин совмещает должности полпреда и вице-премьера.
Президент поставил руководить развитием Дальнего Востока своего помощника Юрия Трутнева (до мая 2012 года он возглавлял Минприроды) 31 августа. О его назначении было объявлено в ходе поездки в регион, пострадавший от паводка. Как признавался сам Трутнев в интервью газете «Коммерсантъ», предложение от Владимира Путина он получил еще до наводнения, природный катаклизм стал поводом для отставки его предшественника – Виктора Ишаева. Реальной причиной стал аппаратный и идеологический конфликт, возникший в Москве по вопросу о стратегии развития региона.
По словам собеседников «Власти» в Кремле, впервые о том, что освоение Дальнего Востока является одной из главных задач на десятые годы, в Москве задумались по итогам 2009 года: тогда ВВП страны упал почти на 9 %, а у соседнего Китая – вырос на такую же величину. Именно тогда к чиновникам окончательно пришло понимание, что занимающий треть территории страны регион с плотностью населения 1,1 человек на кв. км расположен в самом динамичном регионе мира. Кроме того, в 2012 году России предстояло председательство в АТЭС, так что помимо командования ударной стройкой во Владивостоке руководству страны пришлось глубже вникать в региональные проблемы: надо было не только успеть достроить объекты на острове Русский, но и заниматься повесткой форума.
Первую масштабную идею по развитию Дальнего Востока сформулировал в апреле 2012 года тогдашний глава МЧС Сергей Шойгу. Он предложил создать госкорпорацию, которая была бы наделена всеми полномочиями по управлению регионом (вплоть до выдачи лицензий на месторождения), могла бы вносить изменения в федеральные законы для территории ДФО, а подчинялась бы только президенту РФ. Идею, по данным «Власти», помогали формулировать структуры бизнесмена Олега Дерипаски, большинство активов которого находятся за Уралом. Вскоре Сергей Шойгу, всерьез увлекшийся идеей возглавить госкорпорацию, которую в правительстве называли не иначе как новым изданием Дальневосточной республики, был отправлен руководить Московской областью. Создавать бюрократического монстра с большим объемом полномочий и контролем над финансовыми потоками Кремль не хотел, но создать какой-то орган для развития Дальнего Востока все же было нужно. В итоге остановились на формате специального министерства. Как рассказывает высокопоставленный источник в правительстве, это была личная идея Дмит-
рия Медведева. После обсуждения возможных кандидатов Владимир Путин остановил свой выбор на Викторе Ишаеве, который с 2009 года был полпредом в ДФО. Должности полпреда и министра были совмещены, само ведомство должно было разместиться в Хабаровске.
Виктор Ишаев сразу развил бурную деятельность: его ведомство составило обширный перечень проектов, реализация которых позволила бы превратить Дальний Восток из сырьевого придатка Азии в промышленный регион. На это министр просил 5,7 триллиона рублей из бюджета до 2025 года (общий объем инвестиций предполагался на уровне 17 триллионов). Правда, уже в марте 2013 года программа развития региона была урезана до 3,8 триллиона рублей. После этого президент два раза жестко раскритиковал ведомство за бездействие, а потом отправил Ишаева в отставку.
Как рассказывают собеседники «Власти», знакомые с ситуацией, одной из главных причин провала Ишаева стал недостаточный аппаратный вес – как министр он должен был согласовывать позиции и делить полномочия с Минфином и Минрегионом, но не мог давать им указания. Курировавший же Дальний Восток первый вице-премьер Игорь Шувалов министра в этих аппаратных войнах не поддерживал. Новый полпред Юрий Трутнев сразу получил должность вице-премьера, а вместе с ней – полномочия по координации работы министерств. До Дальнего Востока такую схему управления Москва применяла лишь на Северном Кавказе, где Александр Хлопонин совмещает должности полпреда и вице-премьера. Минвосток-
развития было решено сохранить – ведомство стало расширенным бэкофисом Юрия Трутнева, а новым министром стал сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка. Трутнев познакомился с Галушкой во время подготовки госсоветов, которые он курировал как помощник президента. По данным «Власти», назначение Галушки также поддержал первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин, курирующий внутреннюю политику.
Аппаратные противоречия с коллегами – далеко не единственное препятствие, которое предстоит преодолеть Юрию Трутневу.
Первые два месяца Александр Галушка занимался выработкой новой стратегии развития регионов. В этом ему, в частности, помогало Агентство стратегических инициатив («Деловая Россия» тесно работала с АСИ по реализации «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы). В итоге было решено, что стратегией развития Дальнего Востока станет экспорт в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Альтернативные варианты развития были отвергнуты: ориентироваться на местный рынок невозможно из-за низкой емкости (в ДФО живут всего 6,2 миллиона человек на территории 6,17 миллиона кв. км), а на рынок Центральной России – из-за огромных транспортных издержек. Схему поддержали президент и премьер.
Были разработаны и конкретные целевые ориентиры. Новая команда собирается увеличить ВРП Дальнего Востока вдвое до 2024 года, а также привлечь 3 триллиона рублей инвестиций. Решить эту задачу тандем Трутнев-Галушка намерен за счет создания так называемых территорий опережающего развития (ТОР) – особых зон, резиденты которых получат самые выгодные условия для ведения бизнеса. Цель – добиться, чтобы условия ведения бизнеса по отдельным показателям были, по крайней мере, не хуже, чем у страны-лидера по этому показателю в АТР. К примеру, в российских ТОРах должны быть такие же низкие налоги, как в Гонконге, такое же быстрое и простое таможенное оформление грузов, как в Сингапуре, такое же быстрое подключение к электросети, как в Южной Корее. Все эти положения должны войти в новый федеральный закон «О функционировании территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке». На совещании 5 февраля у Дмитрия Медведева было решено, что первую рабочую версию закона Минвос-
токразвития представит к 28 февраля.
На совещании у Медведева было одобрено предложение Трутнева помимо Минвостокразвития создать еще несколько органов для управления развитием Дальнего Востока. Первое, ОАО «Дальний Восток», будет участвовать в создании ТОРов и управлении ими. Как рассказывал «Власти» Юрий Трутнев, в качестве образца была взята российская практика – модель Корпорации развития Калужской области, которая была создана для подготовки инфраструктуры в промышленных парках. По словам Трутнева, на запуск ОАО нужно 69 миллиардов руб-
лей в течение четырех-шести лет. Собеседники «Власти» не исключают, что в будущем это ОАО может возглавить бывший заммэра Томска Денис Молотков, который сейчас работает помощником Галушки.
Второй орган – АНО «Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Дальнего Востока». По функциям он будет напоминать федеральные «дочки» Внеш-
экономбанка – Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). Трутнев уверяет, что никакого дуб-
лирования функций между региональными и федеральными институтами развития не будет, а будет «здоровая конкуренция».
Третий орган – АНО «Агентство по развитию человеческого капитала», которое будет обеспечивать новые предприятия необходимыми кадрами, в том числе за счет привлечения новых жителей и их обучения. Сейчас эту тему в Минвостокразвития курирует директор департамента управления человеческим капиталом и развития трудовых ресурсов – бывший замминистра труда Татарстана Роберт Уразов.
Четвертый и главный институт – ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», который будет выступать источником средств для финансирования инфраструктуры и самих проектов. Сейчас фонд, созданный в ноябре 2011 года с уставным капиталом 15,5 миллиарда рублей, управляется ВЭБом, однако пока что находится в подвешенном состоянии – руководство сменилось несколько раз за два с половиной года, сейчас нового гендиректора у фонда нет. Трутнев настаивает на переподчинении фонда Минвостокразвития и докапитализации до 100 миллиардов рублей.
Помимо новых органов управления и упрощения административных процедур для ТОРов Минвосток-
развития добивается передачи себе ряда полномочий других ведомств. Министерство хочет получить распорядительные полномочия по реализации приоритетных инвестпроектов (будет отобрано у Минрегиона), быть распорядителем бюджетных субсидий на развитие социальной и инженерной инфраструктуры субъектов РФ и муниципалитетов региона (Минрегион и Минфин), оценивать эффективность органов исполнительной власти в регионе (Минрегион), согласовывать градостроительные планы и схемы территориального планирования (Минрегион), а также участвовать в управлении особыми экономическими зонами (ОЭЗ), которые были вотчиной Мин-
экономики. Как признается Трутнев, пока что передача согласований идет тяжело, особенно сильны разногласия с Минэкономики из-за зон, но вице-премьер надеется при поддержке президента и премьера дожать коллег за месяц.
Аппаратные противоречия с коллегами – далеко не единственное препятствие, которое предстоит преодолеть Юрию Трутневу и Александру Галушке для развития Дальнего Востока. Базовый вопрос – это верность выбранной стратегии. Учитывая низкие темпы роста экономики и ограниченность бюджетных ресурсов, развивать регион придется в основном за счет внебюджетных источников. Юрий Трутнев помимо запрашиваемых на пять лет 170 миллиардов рублей и средств утвержденной в декабре ФЦП «Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года» в размере 212 миллиардов рублей рассчитывает на инвестпроекты госкомпаний: ОАО РЖД планирует вложиться в модернизацию Транссиба и БАМа, «Газпром» и «Роснефть» намерены строить в Приморье заводы по сжижению газа, Объединенная судостроительная компания собирается превратить завод «Звезда» в центр создания кораблей для добычи углеводородов на шельфе. Впрочем, компании сейчас урезают инвестпрограммы, так что значительная часть от искомых 3 триллионов инвестиций должна будет прийти от частных инвесторов, в том числе иностранных. А значит, государство должно учитывать их интересы.
«Проблема денег для освоения Дальнего Востока не стоит: в Азии достаточно и денег, и интереса. Другой вопрос, какие именно отрасли предложат российские власти и на каких условиях, – указывает управляющий партнер Eurasia Capital Partners Сергей Мэн. – Сейчас мы слышим, что инвесторов будут искать под создание высокотехнологичных предприятий с потенциалом экспорта в АТР. Но тогда у инвесторов возникает вопрос: в чем преимущества России для такого производства, учитывая состояние инфраструктуры, дорогую и малочисленную рабочую силу, отсутствие современных научных центров? В самой Восточной Азии все эти факторы давно есть. Я живу в Гонконге и общаюсь с инвесторами каждый день, у них такая стратегия пока что вызывает скепсис». С ним согласен эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин: «Развитие высокотехнологичного экспорта за пределами уже развитых у нас секторов, таких как оборонка, космос, атом, – это отдаленная цель, к которой надо стремиться, но серьезных результатов здесь можно достичь лишь в долгосрочной перспективе».
Примерно к таким же выводам пришла дискуссионная сессия Валдайского клуба, проходившая в декабре в Сингапуре. По мнению экспертов, более продуктивным для Дальнего Востока будет использование своих натуральных преимуществ – огромных запасов сырья. «Зачем в качестве ролевой модели ориентироваться на Японию и Южную Корею и пытаться конкурировать с ними, когда есть куда более похожие на нас примеры успешных стран – Канада и Австралия,– говорит Мэн. – Обе страны можно назвать сырьевыми придатками Азии, но они очень эффективно используют сырьевую ренту: диверсифицируют партнеров, создают инфраструктуру, повышают уровень переработки, вкладывают в развитие человеческого капитала. Этот путь Россия могла бы пройти успешно и намного быстрее».
Главный ограничитель для успешной конкуренции с Канадой, Австралией и другими странами за азиатские рынки сырья – плохое состояние транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке. По словам Сергея Мэна, это ограничение можно было бы снять за счет привлечения азиатского капитала и экспертизы, однако Москва пока не готова отдавать иностранцам крупные инфраструктурные проекты в стратегическом регионе. Учитывая, что бюджетные средства и ресурсы Фонда национального благосостояния не безграничны, встает вопрос о выборе приоритетных проектов.
Например, сейчас существует два параллельных магистральных пути, соединяющих европейскую часть России и Западную Сибирь с портами Дальнего Востока: БАМ и Транссиб. По планам РЖД, на модернизацию Транссиба пойдет 83,7 миллиарда, тогда как на БАМ монополия планирует потратить 217,6 миллиарда. Но в отличие от двухпутного электрифицированного Транссиба большая часть БАМа является одноколейной дорогой с неэффективной тепловозной тягой. Скорость перевозок по Транссибу составляет 90-100 км/ч, а по БАМу – 50-60 км/ч. Допустимый вес состава на Транссибе тоже в полтора раза больше. БАМ упирается в единственный порт Ванино, тогда как Транссиб приводит ко всем портам в Приморье (правда, путь до моря получается на 650 км короче, чем по Транссибу). В свое время БАМ строился как военная железная дорога на случай войны с Китаем или Японией и перерезания Транссиба, но сейчас такие риски невелики. Получается, что эффективность госинвестиций в БАМ окажется ниже, чем в развитие Транссиба, где надо вложиться в расшивку «узких мест». Подобный выбор в условиях дефицита средств придется делать постоянно.
Такой же выбор предстоит и в тех отраслях, которые Россия хочет сделать приоритетом для развития новых статей экспорта, отмечает парт-
нер Capstone Connections Алексей Долинский. «Потенциал для экспорта есть, однако не стоит пытаться конкурировать на поле товаров, где уже преуспели азиатские компании, вроде сборки техники. Нужен ювелирный отбор тех рыночных ниш, которые мы можем занять, максимально используя естественные преимущества. Это тонкая аналитическая работа, но необходимая для правильного попадания в рынок»,– отмечает он. В качестве примера Долинский приводит создание центров обработки данных, которые потребляют много энергии, в том числе для охлаждения. Тенденция последних лет – строительство центров в холодных регионах с доступом к дешевой электроэнергии и близостью к рынкам. Дальний Восток с его гидроресурсами, температурами и рынком Китая, где количество интернет-пользователей увеличивается на десятки миллионов людей в год, подходит идеально. Другой пример – нефтяное машиностроение и производство энергетического оборудования. «Поскольку наше станкостроение надо фактически создавать заново, это можно сделать на Дальнем Востоке, где расположены основные потребители. Речь идет о рынке в десятки миллиардов долларов к 2020 году с учетом возможностей импортозамещения и экспортного потенциала в АТР», – отмечает Долинский.
Другая потенциально выгодная история – поставка продовольствия, особенно зерновых. Как отмечается в докладе 2012 года McKinsey Global Institute «Ресурсная революция», одним из главных факторов роста спроса на зерновые в мире станет рост среднего класса в Азии и переход горожан в Китае и Юго-Восточной Азии от злакового питания к мясному: для производства мяса необходимо еще больше зерна. Импорт зерна в Азии растет на 3-5 %
в год, а Россия с ее 9 % мировой пашни и 10 % мировых водных ресурсов на этих рынках представлена плохо. Одна из причин – отсутствие специализированных перевалочных мощностей. Единственный проект по строительству специализированного зернового терминала – проект «Объединенной зерновой компании» в приморском Зарубино. «Поддержка проектов по экспорту продовольствия могла бы существенно увеличить ВВП региона, – отмечает Сергей Мэн. – Это высокомаржинальный рынок, где есть спрос и на объемы, и на качественный продукт премиум-класса, выращенный без ГМО, и на продукты переработки вроде различных аминокислот».
Все эксперты сходятся в том, что одним из главных вызовов для новой команды по развитию Дальнего Востока станет коммуникация – причем как вовне, так и внутри страны. «Внешняя коммуникация очень важна. Азиатские инвесторы много раз пытались зайти в Россию, но всякий раз работа с ними не была приоритетом для федерального центра и местных властей. В итоге многие деньги ушли в Африку или Центральную Азию, а Дальний Восток воспринимается как юрисдикция непредсказуемая, с постоянно меняющимися правилами игры»,– говорит Сергей Мэн. Завоевать доверие международных инвесторов будет сложно. Для этого России следует научиться работать с деловыми объединениями региона вроде региональных бизнес-ассоциаций и торговых палат, а также с крупнейшими форматами общения бизнеса при региональных организациях.
Пока что у России есть единственный положительный опыт – председательство в Деловом консультативном совете (ДКС) АТЭС в 2012 году, когда российский бизнес смог предложить интересную иностранцам повестку и превзойти ожидания. Правда, после завершения саммита работа на этом треке была фактически свернута. «Усилия председателя всем очень импонировали,– рассказывает «Власти» один из представителей Гонконга в ДКС. – К сожалению, в 2013 году сформированная русскими повестка так и не была подхвачена, хотя там были интересные и для нас идеи, например диверсификация торговли через Северный морской путь как альтернатива перегруженному Суэцкому каналу».
Наконец, московским чиновникам придется завоевывать доверие предпринимателей и самого Дальнего Востока, да и не только предпринимателей. «К попыткам Москвы «осчастливить» регион своим вниманием у нас относятся, естественно, положительно, хотя и ворчат. Но от новой команды ждут, что она будет не просто покупать жителям рыбу, чтобы накормить их, а выдаст им удочки и разрешит рыбачить самим, – говорит преподаватель Дальневосточного федерального университета Иван Зуенко. – Необходимо больше самостоятельности, больше доверия со стороны федерального центра. Дальний Восток – неотъемлемая часть России, но он слишком далеко от Москвы. Попытки центра все контролировать приводят к параличу системы управления. Это касается и бизнеса. Любой житель региона знает: если местную компанию поглотил бизнес федерального масштаба – жди ухудшения сервиса и повышения цен».

Александр ГАБУЕВ.
(«Власть»).

 

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."