Врачи – убийцы по незнанию

Печать
PDF
20 апреля 2015 года в городском суде Петропавловска-Камчатского был провозглашен приговор в отношении врача кардиологической бригады «скорой помощи» Ирины Любинецкой. Женщину обвиняли в «причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей» (пункт 2 статьи 109 УК РФ). Но,
несмотря на огромное количество доказательств вины обвиняемой, судья вынесла оправдательный вердикт.

Два десятка заседаний, семь томов уголовного дела, три медэкспертизы высококвалифицированных специалистов - почти семь лет длилось расследование этого преступления. Журналисты нашей газеты рассказывали о нем два года назад («В», № 834 от 06.11.2013). Жертвой «помощи» 57-летнего врача стал молодой парень, который с детства страдал тяжелой сердечной болезнью. Напомним нашим читателям, при каких обстоятельствах умирал 27-летний Артем Спичак.
30 октября 2008 года у Артема случился очередной приступ тахикардии. Мальчишка родился с врожденной аномалией сердца: в 4,5 месяца у него произошел первый приступ, а в 9 месяцев камчатские кардиологи поставили ему неутешительный диагноз – Синдром Вольфа-Паркинскона-Уайта (синдром WPW) с приступами пароксизмальной тахикардии. В полтора года Артема поставили на учет в НИИССХ им.Бакулева. Столичные врачи дистанционно консультировали родителей, но иногда им приходилось ездить в научный центр, чтобы сын проходил плановое обследование. Также Артем постоянно наблюдался в камчатской кардиологии, где его знали почти все врачи.
Смертельный укол
И вот вечером 30 октября у парня произошел очередной приступ. Паники ни у кого из домашних не было, все манипуляции проделывались уже «на автомате». Мать Артема, Марина Елизбаровна, вызвала «скорую помощь», буквально через несколько минут приехала кардио-
логическая бригада во главе с Ириной Любинецкой. Мама протянула врачу выписку из истории болезни и приготовилась доставать из холодильника «Кордарон» (антиаритмический препарат, которым Артему всегда останавливали приступы), но Ирина Владимировна отказалась брать выписку, а лишь недовольно пробурчала, что прекрасно знакома с больным и его диагнозом. Тогда Марина Елизбаровна удалилась на кухню, чтобы не мешать специалисту, как ей казалось, спасать ее сына. Но, как выяснилось позже, зря она доверилась прибывшему врачу…
Любинецкая достала ампулу с неким препаратом и ввела содержимое Артему внутривенно. Состояние молодого человека стало резко ухудшаться: его лицо стало темнеть, а боль в груди только увеличивалась. «Мама, мне плохо», - пожаловался он матери. Врачи приняли решение экстренно госпитализировать Спичака в кардиологическое отделение «Городской больницы №1». В больнице медики установили, что тахикардия уже перешла в мерцательную аритмию, которая очень опасна для больных с диагнозом WPW, так как она может перейти в фибрилляцию желудочков и привести к внезапной смерти. Этой же ночью Артем впал в кому. В таком состоянии молодой человек прожил еще год, а затем, не приходя в сознание, скончался.

Специалисты-убийцы
В официальных документах причиной смерти послужила постреанимационная болезнь, осложнившаяся за год «вегетативного» состояния больного. Но родственников мучил вопрос: из-за чего Артем впал в кому и неужели его нельзя было спасти?
Марина Елизбаровна спросила врачей, что послужило причиной того, что ее сыну стало хуже после укола. Врачи лишь успокаивали мать и говорили, что помощь была оказана правильно. Но женщина была уверена, что врачи сами виноваты в смерти ее сына и написала заявление в правоохранительные органы. И, оказалось, что не зря.
Следователями было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 109 УК РФ в отношении двух человек – врача «скорой» Ирины Любинецкой и врача-реаниматолога Михаила Спирковича. Выяснилось, что Спиркович не провел пациенту электроимпульсную терапию и не посчитал нужным проконсультироваться со специалистами других лечебных заведений для полноценной оценки состояния больного (хотя у него на это было шесть часов). Но в ходе следствия  реаниматолог перешел из разряда подозреваемых в свидетели и всячески защищал коллегу на суде.
Следствием доказано, что госпожа Любинецкая во время оказания первой медицинской помощи ввела Артему препарат «Верапамил» (действующее вещество – изоптин), который запрещен для больных с синдромом WPW. Оказалось, именно этот злополучный укол и стал причиной резкого ухудшения здоровья больного. Плюс ко всему, Ирина Владимировна превысила максимальную дозу препарата в полтора раза (ввела 15 миллиграмм вместо 10).
Вся защита Любинецкой строилась на том, что «Верапамил» Артему вводить было можно и даже необходимо (!). В своих показаниях женщина ссылалась на «Национальное руководство по кардиологии», изданное московскими кардиологами в 2008 году. Однако в этом руководстве же написано, что лекарство противопоказано людям, страдающим синдромом WPW с участием ДПП (дополнительных путей проведения). А ведь именно этот диагноз в итоге подтвердился на реанимационной записи с монитора. Но Ирина Владимировна все время ссылалась на старую кардиограмму, которую делали Артему дома во время оказания медпомощи. Но родные утверждают, что врачи не снимали кардиограмму, да и  на суде этот документ защита не представила, так как он был «потерян».
На суде Любинецкая утверждала, что Артем сам просил вколоть ему «Верапамил», так как «Кордарон» ему уже давно не помогает. На этом же якобы настаивала и сама Марина Елизбаровна (но мать утверждает, что приступы снимали только «Кордароном»). Более того, все свидетели защиты (фельдшеры СМП) утверждали, что Спичаку вообще всегда кололи только «Верапамил». Следователи попросили обе стороны (Ирину Любинецкую и Марину Спичак) пройти детектор лжи, чтобы доказать или опровергнуть слова Любинецкой. Слова потерпевшей нашли свое подтверждение в ходе проведения психофизиологического исследования, а вот врач проходить испытание категорически отказалась. Мы можем сравнить отказ от полиграфа с несогласием проходить медосвидетельствование (например, в практике ГАИ), где отрицание автоматически приравнивается к признанию вины.
Любинецкая оправдывалась тем, что препарат «Кордарон» является менее действенным, нежели «Верапамил» и его применение возможно при любых видах аритмии, в том числе и у больных с синдромом ВПВ. Эти сведения ей известны от коллег по работе, которые не раз выезжали на вызов к Артему. Помимо этого врач СМП предположила, что на состояние больного оказало воздействие «Кордарона», которым укололи Спичака уже в стационаре: «одним из осложнений применения этого препарата является остановка сердца». Этими словами она попыталась переложить вину с себя на врачей горбольницы, которые также не потрудились провести полноценное спасение жизни пациента.
А реаниматолог Спиркович на суде и вовсе заявил, что мерцательная аритмия развилась у Артема не после введения препарата «Верапамил», а сама по себе. Видимо, реаниматолог, прошедший двухмесячные курсы по кардиологии, лучше знает о течении сложных сердечных заболеваний…
Кардиолог горбольницы №1 Пайманова сетует на то, что у врачей нет времени особо размышлять при оказании помощи: «кардиолог должен действовать из фактических показаний больного в конкретной ситуации. А рекомендации и выписки врачей носят не обязательный характер» (про выписки из института Бакулева).
Еще один свидетель защиты, выездной фельдшер Фатеева, видимо, страдает склерозом, так как не могла ничего вспомнить: сколько раз она выезжала к больному на вызов - не помнит, какие препараты обычно вводились ему - не помнит, был ли между больным и подсудимой разговор - не помнит, какой препарат вводила Любинецкая 30 октября - не помнит. Но точно помнит, что когда-то Артему уже кололи «Верапамил», но вот когда именно – тоже не помнит.
Свидетели защиты все как один твердили, что Спичаку всегда кололи изоптин и об этом даже есть выписка из института Бакулева. Действительно, столичные специалисты прописали больному «Верапамил», «Кордарон» и «Панангин». Но после очередного приступа и введения укола «Верапамила» мальчику стало очень плохо, тогда изоптин исключили из рекомендаций, оставив лишь «Кордарон». Это случилось еще в 1996 году, когда пациенту было 15 лет. После этого препарат больше не кололи. Коллега Любинецкой, врач кардиобригады Похабова, свидетель защиты рассказала, что сама неоднократно (начиная с 2007 года) выезжала на вызов к Артему и колола тот же «Верапамил». Но куда выезжала камчатский врач? В Москву? Ведь именно в это время Спичак жил и работал в столице и вернулся домой лишь летом 2008 года (незадолго до смерти).
Любинецкая и ее свита мотивировали тем, что Артем плохо следил за своим здоровьем, бесконтрольно принимал лекарственные препараты, часто конфликтовал с врачами.
Согласно заключению комплексной комиссионной судебно-медицинской экспертизы №180 от 5 сентября 2014 года (на которую опирался представитель защиты), электрокардиограмма Спичака не укладывается ни в один из типичных видов синдрома WPW, и относится к некому «десятому типу» аномально предсердно-желудочковых соединений
(изученному не до конца).
Судья Бузрукова, видимо, настолько уверена в невиновности камчатских врачей, что даже отмела несколько серьезных медэкспертиз, которые проводились в Москве и  Волгограде. По мнению судьи, анализ проведен не в полном объеме и при его составлении отсутствовали врачи-кардиологи. Однако это далеко не так! Экспертизы проводились при наличии кандидатов медицинских наук, имеющих высшее медицинское образование и высшую квалификацию по кардиологии (видимо, судья невнимательно изучала материалы дела – Авт.). Выводы столичных экспертов из ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» о виновности врача «скорой» подтвердила и комиссия ГКУЗ «Волгоградское областное бюро СМЭ» (проводилась под руководством заведующего отделом сложных экспертиз): именно укол «Верапамила» спровоцировал фибрилляцию желудочков сердца и остановку кровообращения у Артема.
Считаю, что госпожа Любинецкая, окончившая трехмесячные курсы по кардиологии в Новосибирске, не в праве ставить под сомнение заключение столичных врачей, имеющих высшую квалификацию по кардиологии и многолетний опыт работы. Кстати, обучение камчатский врач проходила как  раз в то время, когда сделала укол, который оказался для Артема смертельным. Любинецкая «успешно прошла профессиональную переподготовку по кардиологии, прошла стажировку на кафедре неотложной терапии ФПК и ППВ, защитила аттестационную работу, сдала зачеты и экзамены». Также глубоко сомневаюсь в познаниях в области кардиологии  судьи Безруковой.
Но все вышеуказанные лица настаивают на том, что Любинецкая не виновата.

Как должно было быть…
И московские и волгоградские эксперты сошлись во мнении, что именно действия врача Любинецкой привели к гибели молодого человека. На вопрос следователей «какие действия должна была предпринять Любинецкая», ответ был такой:
«При оказании медицинской помощи Спичак А.Г. медицинскому персоналом СМП было необходимо: снять электрокардиограмму, ввести внутривенно антиаритмический препарат «Кордарон», установить периферический катетер и наладить постоянную инфузию изотонического раствора натрия на весь период транспортировки, госпитализировать больного в кардиологичес-
кий стационар».
Кроме этого волгоградские специалисты установили прямую причинно-следственную связь между выявленными недостатками оказания Спичаку медпомощи и наступлением его смерти. На это указывают: введение противопоказанного препарата «Верапамил», проведение консервативной терапии в стационаре путем введения лекарственного препарата «Кордарон» без положительного эффекта, непроведение дефибрилляции до момента фибрилляции желудочков.
Но самое страшное - это вывод, к которому пришли эксперты: «при правильно и своевременно оказанной Спичаку А.Г. медицинской помощи имелась большая вероятность наступления благоприятного исхода без развития осложнений, приведших в конечном итоге к смерти пациента».
Такого же мнения придерживается заведующий отделением кардиологии камчатского военно-морского клинического госпиталя свидетель Бойчев. Врач утверждает, что экспертиза, которую проводили в столице и Волгограде верная, а применение Любинецкой «Верапамила» назвал «врачебной ошибкой», так как этот препарат абсолютно противопоказан больным с синдромом ВПВ.
На судебное заседание даже вызвали специалиста из Москвы, под чьим руководством проводили судебно-медицинскую экспертизу в 2013 году. Заведующий отделом сложных экспертиз Леонид Шмаров разъяснил суду проведенные исследования и заключение коллег.  Столичные криминалисты также уверены, что именно укол «Верапамила» послужил пусковым механизмом в развитии фибрилляции желудочков.
На запрет на применение изоптина при синдроме Вольфа-Паркинсона-Уайта указывают тринадцать фактов: врачи - кардиологи, судмедэксперты, инструкция к препарату, национальное руководство по кардиологии, три экспертизы. Но судья Безрукова как будто не видит и не слышит этих доказательств.
Государственный обвинитель представил апелляционную жалобу на решение судьи в судебную коллегию по уголовным делам, где снова подробно расписал все факты, указывающие на вину обвиняемой.
Мать Артема уже перенесла микроинфаркт, но намерена бороться до конца. И даже хочет, чтобы обвинитель переквалифицировал статью с 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) на 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего).

«В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного…» - говорится во врачебной клятве Гиппократа, выражающей основополагающие морально-этичес-
кие принципы поведения врача. Любой врач должен отвечать за свои поступки и нести, в том числе, уголовную ответственность за неправильные диагнозы, лечение, повлекшее инвалидность или смерть пациента.
Желаем судьям, оправдывающим таких «профессионалов», как Любинецкая, крепкого здоровья. Пусть не болеют и ваши родственники, чтобы потом не пришлось доказывать в суде, что врач, который «по неосторожности» убил (не дай Бог) кого-то из ваших близких, был не прав.

Катерина АРТЕМЬЕВА.

 

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."