ДЕЛО ДОКТОРА КУБАНОВА

Печать
PDF

В феврале 2017 года только ленивый не написал про неквалифицированного врача без диплома, заведующего отделением рентгенохирургических методов диагностики и лечения краевой больницы Андрея Кубанова, который с октября 2015-го по январь 2016 года «установил 11 стентов иностранного производства с истекшим сроком годности».

Мы сразу подумали, что здесь что-то не так, и не спешили с выводами. Нам, как никому, известно, насколько сложно возбудить уголовное дело в отношении медицинского работника и довести его до суда. На это у пациентов, действительно пострадавших от непрофессиональной деятельности врачей, уходят годы хождений по следователям и прокурорам. А в этом случае как-то все уж слишком явно, бесспорно и с кучей доказательств и свидетелей, причем из медицинских же кругов. Это выглядело очень странно. В то же время, связавшись с доктором Кубановым, мы начали свое расследование. По истечении двух лет Андрей согласился на публикацию.

Итак, начнем все по порядку.

В отношении врача Следственный комитет возбудил дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей). Следователи долго разбирались в мотивах заведующего отделением и выясняли, есть ли у преступления соучастники, также пытались выяснить, могли ли просроченные изделия вызвать осложнения или гибель пациентов.

По словам министра здравоохранения региона (на тот момент) Татьяны Лемешко, просроченные стенты были изъяты из центра ведомством еще в октябре 2016 года при проведении внеплановой проверки. Именно ее результаты стали поводом для разбирательств ФСБ. «На наш взгляд, ответственность за это лежит не только на сотрудниках сосудистого центра, но и на персонале, ответственном за приемку и хранение медицинских препаратов и изделий в больнице. Сейчас мы проводим проверку организации системы поставок и хранения лекарств и медицинских изделий в краевой больнице имени Лукашевского. По итогам проверки примем кадровые решения в отношении людей, допустивших эту ситуацию», – заявила тогда Татьяна Лемешко.

Так что же произошло в нашем региональном сосудистом центре?

Андрей Кубанов рассказывает: «Эта история началась в 2013 году, когда меня пригласили работать в краевую больницу. На тот момент в России было мало специалистов в области рентгенохирургии, обладающих достаточным опытом работы, чтобы организовать работу такого направления с нуля. Региональный сосудистый центр (РСЦ) был открыт в начале 2013 года. Его основной целью является оказание специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи больным с острыми состояниями сердечно-сосудистой системы (инфарктами и инсультами), больным с нарушениями ритма сердца, а также оказание помощи при хронических заболеваниях сосудов головного мозга и артерий конечностей. Самый эффективный и результативный метод борьбы с этими состояниями – это рентгенохирургическое вмешательство на том или ином отделе сосудистой системы человека, которое выполняется в специализированной операционной.

То есть самой главной задачей было сделать так, чтобы любой пациент Камчатского края, нуждающийся в рентгенохирургической помощи (а это более 2 000 пациентов в год на весь край), такую помощь получил в максимально короткие сроки. Кроме того, большая часть пациентов, не нуждающаяся в рентгенохирургическом вмешательстве, должна была получить своевременную и высокоэффективную терапию.

Но как правильно и эффективно организовать рентгенохирургическую помощь ни министр здравоохранения, ни главный врач и даже специалисты, работающие на тот момент в РСЦ, не знали. Тогда и пригласили меня. Пообещав ведомственное жилье, обеспечение моего ребенка детским садиком и неплохую заработную плату.

Кстати, единственное, что из этого было выполнено – это заработная плата, которая была больше, чем на моем прежнем рабочем месте. (К сожалению, все мои сбережения с этой заработной платы ушли потом на мое лечение и обеспечение семьи на период моей болезни, затянувшийся в общей сложности более чем на год.)

Вместе с командой единомышленников за 3 года нам удалось создать эффективную систему помощи больным с острой и хронической сосудистой патологией».

Разговариваем с коллегами Андрея. Настроены все по-разному. Медицинское братство стойко хранит свои секреты. Однако медики всех отделений краевой больницы разделены на три лагеря: поддерживающих, противников и отстраненно наблюдающих за ситуацией.

На вопросы «Вестей» отвечают неохотно. Но тех, кто согласился поговорить, правда, на условиях анонимности, по понятным всем причинам, мы все же нашли.

А.: Инициативы Андрея Владимировича никто, кроме руководителя сосудистого центра Александра Евгеньевича Ханина, не поддерживал, более того, многие коллеги из смежных подразделений краевой больницы постоянно препятствовали их реализации. А он тем временем работал, не жалея сил и здоровья, буквально жил в больнице, все свои отпуска тратил на бесконечные обучения и тренинги.

Вряд ли кто-то посторонний, не имеющий отношения к медицине, знает, каким образом у нас – и это в краевой больнице! – вообще организована медицинская помощь.

Кроме РСЦ и нескольких отделений, в целом уровень до сих пор остается уровнем захудалой районки. Работа отделений развалена их руководителями, ярчайший пример, пожалуй, это отделения терапии, хирургии, общей реанимации, с абсолютным пофигизмом в отношении больных.

Б.: За все 3 года активной работы Андрею Владимировичу пришлось столкнуться с нашей системой. А именно с ее неотъемлемой частью – руководством камчатского здравоохранения. Понятие «здравоохранение» есть только на бумаге. По факту – это хроническое отсутствие специалистов, расходных материалов, внутренние конфликты и противостояния, мешающие работе и приводящие к тяжелым последствиям для пациентов и даже к их смерти. Я думаю, основной причиной уголовного преследования Андрея стало его противостояние системе.

Не знаю, надо ли об этом рассказывать… У Кубанова в коллективе трудились «врач» Андрей Ташкинов и его гражданская жена – старшая операционная сестра Василина Стукало. Да, фамилия у нее такая. Ташкинов, по моему предположению, хронический алкоголик и наркоман, а Василина Викторовна, видимо, от большой любви, всячески его выгораживала и, полагаю, скрывала факты, когда он на дежурствах был в неадекватном состоянии. Ташкинов был подчиненным Кубанова. Кроме того, Ташкинов, предположительно, вымогал у пациентов деньги за возможность лечения в сосудистом центре. Об этом, насколько мне известно, Кубанов неоднократно докладывал главному врачу больницы Филиппову. Естественно, в конце концов Ташкинова уволили. И это, я думаю, сильно не понравилось Василине Стукало.

Наверное, именно эти люди сыграли ключевую роль в уголовном преследовании Кубанова.

Представляете, какие страсти кипят в нашем маленьком медицинском мире?! Куда там Шекспиру с Достоевским. К сожалению, это не идет на пользу больным, верящим, что они получат своевременную квалифицированную помощь.

Корр.: Вы не боитесь рассказывать такие неприглядные вещи о своих коллегах? Ведь кто-то может догадаться, что это именно вы дали информацию.

Б.: Я уже ничего не боюсь. Пациентов жалко.

Корр.: Мне кажется, что все-таки нужно рассказать об этой «кухне». Хотя, возможно, это не пойдет на пользу пациентам краевой больницы. «Вести» и так обвиняют в том, что якобы из-за наших публикаций население стало бояться врачей. Но, может быть, наш новый министр здравоохранения госпожа Сорокина все же обратит внимание на вопиющую ситуацию в главной больнице полуострова?

Б.: Ну тогда продолжим. Есть еще один обиженный – Максим Михайлович Артамонов (смещен с должности заведующего реанимацией РСЦ за свою некомпетентность как специалиста), кстати, известный гомосексуалист, не срывающий своей ориентации (он сам об этом открыто заявляет), хотя сейчас, наверное, это в моде… Кроме того, Максим Михайлович не чурается рюмки-другой веселящего напитка. Видимо, тяжелый труд врача сказывается на психике, и некоторые начинают злоупотреблять алкоголем.

В преследователях Кубанова, кроме доктора Артамонова, оказался и его друг Владимир Речкалов, заместитель главного врача больницы, ныне заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии краевой больницы.

Не побоюсь сказать, раз уж выпала такая возможность, что это при нем была практически развалена вся хирургическая служба краевой больницы, слава богу, он не имел отношения к сосудистому центру, поскольку там отдельная реанимация и свои специалисты-анестезиологи.

Видимо, все-таки задело за живое: как это так – в больнице нормальной хирургической помощи нет, а в региональном сосудистом центре за год выполняется больше вмешательств, чем во всех остальных подразделениях краевой больницы вместе взятых?

Еще есть их «подруга» – Ольга Александровна Зубкова, по мнению многих моих коллег, «помогавшая» следствию по уголовному делу Кубанова, зачастую дававшая ложные показания. В свое время должность руководителя РСЦ обещали ей, и она, полагаю, завидовала врачам сосудистого центра и непосредственно руководителю и при любой возможности старалась навредить вновь созданной службе. Став главным врачом после увольнения Филиппова, она, полагаю, продолжила свою «подрывную» деятельность против нового заведующего РСЦ. Именно благодаря ее активной «заботе» перестали работать два фактически ведущих специалиста в рентгенохирургии: доктор Кубанов и его коллега Илья Григорьев, вынужденный из-за прессинга Зубковой вернуться работать в Хабаровск. Дошло до того, что она, после ухода Кубанова, я думаю, намеренно, на должность руководителя отделения рентгенохирургии поставила человека, который имел стаж по этой специальности всего полтора месяца! И об этом, кстати, знали и в нашем министерстве.

Корр.: Какие, однако, нехорошие дела у нас в медицине…

Б.: Что, страшно стало?

Корр.: А вы как думаете?!

Б.: Дальше страшнее будет. Продолжим? Итак, как у нас поговаривали (у нас все про всех знают), что уволенный и обиженный Ташкинов обратился к своему соседу по подъезду – Артамонову: мол, помоги, уволили. А ведь за увольнением «светило» и лишение служебного жилья, отсутствие «платных» пациентов и хорошей зарплаты. И Артамонов с Ташкиновым и его гражданской женой Стукало стали готовить план атаки. Артамонов обратился к своему другу Речкалову, а у того родственник близкий в ФСБ работает. И придумали они, как «бомбу» в РСЦ подкинуть (именно так и выражался Артамонов, хвастаясь в курилке сотрудникам в далеком 2016 году). В отделении продолжала работать старшая операционная сестра Василина Стукало. Мы думаем, это она собирала и фабриковала материал для органов ФСБ. И про просроченные стенты и про отсутствие диплома у Кубанова. Уголовное дело не заставило себя долго ждать.

Дальше все было как в кино: обыски, задержания, суды, аресты, прессинг, многоходовки. Следствие повело активную работу. Давление оказывалось на все отделение, друзей у Кубанова почти не осталось. Как это обычно и бывает.

Госпожа Стукало, по рассказам ее коллег, активно сотрудничала с органами ФСБ и следствия. Путем уговоров и запугиваний своих подчиненных – операционных сестер и санитарок – ей удалось убедить их давать показания против врача.

Естественно, при этом работа центра резко пошла на спад. Андрей Владимирович не работал более года, серьезно заболев из-за продолжающегося хронического прессинга, который не ослабевал ни на минуту с момента первых обысков в отделении в сентябре 2016 года, возбуждения уголовного дела в феврале 2017-го и до оправдательного приговора в конце октября 2019 года.

Что пережил Андрей Кубанов с момента, когда органами предварительного следствия был обвинен в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, а также в использовании заведомо подложного документа, знает только он сам.

Следователи нагнетали: «Вопреки требованиям закона Кубанов, достоверно осведомленный о наличии в отделении стентов с истекшим сроком годности, в целях дальнейшего списания дорогостоящих медицинских изделий решил оказать пациентам медицинские услуги, не отвечающие требованиям безопасности. Реализуя свой преступный умысел, действуя умышленно, осознавая опасность своих действий, он лично провел 13 пациентам операции по имплантированию медицинских изделий с истекшим сроком годности».

Правда, никто так и не объяснил, какая выгода получена доктором Кубановым от этих операций.

Среди обвинений и оскорблений, которым подвергся врач в социальных сетях, все же есть и сообщения иного характера (с форума ИА «Кам 24»): «Следствие считает... Сколько людей умерло после его операций даже с просроченными стентами – следствие установило? Нет.

А что следствие будет считать, когда вашего умирающего отца или мать больше некуда везти, кроме как в эту больницу и к этому врачу, который единственный может делать такие операции? Сколько людей сейчас, зная, что у этого доктора нет какой-то бумажки именно на такие операции – от них отказалось? Я не медик, не чиновник, не полковник... я родственник одного из тех, кто проходил «потерпевшим» по делу! Так вот, мой родственник, которому установил тот самый просроченный стент тот самый врач с ДИПЛОМОМ врача, но без спецбумажки к нему, жив, здоров и благодарит Бога, что попал именно к этому врачу...»

«На безрыбье – и просроченный стент спасет жизнь!

А вот почему не возбуждено уголовное дело в отношении министра и его команды, закупавших стенты пакетами стоимостью выше 100 тысяч рублей?»

В судебном заседании выяснилось, что «… у стентов «Абсорб» на стикерах данных о сроках годности нет, они указаны только на коробках. Каким образом, спустя год, коробки оказались в ФСБ, Кубанов не знает. В отделении постоянно присутствуют изделия с истекшим сроком годности, за этим должна следить старшая медицинская сестра. Проверка сроков годности не входит в круг должностных обязанностей врача. Старшей операционной сестре Стукало было неоднократно сказано убирать изделия с истекшим сроком годности. Находясь за операционным столом, врач сосредоточен на пациенте и ему, как правило, некогда проверять сроки годности медизделий. Практически все операции на сосудах экстренные, то есть пациенты нуждаются в срочном медицинском вмешательстве, поэтому работа всегда происходит в кратчайшие сроки, от этого зависит жизнь пациента. Андрей Кубанов – единственный специалист на Дальнем Востоке, который проводит такие операции регулярно.

Из ответа компании-производителя следует, что «по истечению срока годности стент не теряет своего лечебного свойства, и установка такого стента не является причиной осложнений».

По поводу якобы поддельных документов об образовании доктора начальник отдела кадров Грушевская в ходе заседания сообщила, что на работу доктор Кубанов был принят на основании диплома о базовом высшем образовании, сертификата и удостоверения о прохождении интернатуры по специальности «детская хирургия», а также сертификата и диплома о профессиональной переподготовке по специальности «рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение», подлинность которых ни у кого не вызывает сомнений. Об иных документах ей неизвестно.

Согласно показаниям кардиолога Тюриковой, с 2013 года она принимает участие в операциях по коронарному шунтированию. Она никогда не слышала, чтобы в операционной говорили, что выбранный для установки стент просрочен. Также она не видела, чтобы кому-либо из персонала показывали коробку от стента или другим невербальным способом пытались сообщить, что стент просрочен. Хирург вообще коробку не видит.

Суд критически отнесся к показаниям свидетеля Ташкинова, поскольку, как установлено в судебном заседании, между свидетелем и подсудимым сложились неприязненные отношения, в результате которых Ташкинов вынужден был уволиться из РСЦ.

Александр Ханин, заведующий РСЦ, показал, что Кубанов является специалистом высочайшего класса. Он самостоятельно разрабатывает и внедряет новые технологии лечения больных с заболеваниями сосудов. Отделение под его руководством стало работать намного плодотворнее и качественнее. Если раньше большая часть больных могла получать специализированную медицинскую помощь только за пределами края, то сегодня все операции выполняются на месте.

В судебном заседании были допрошены пациенты доктора Кубанова, которым имплантировались стенты с истекшим сроком годности. Ни один из допрошенных не высказал претензий подсудимому. Практически все выражали благодарность за оказанную помощь.

Выводы же органов предварительного следствия и государственного обвинителя об оказании доктором Кубановым пациентам медицинских услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья, не подтверждаются исследованными доказательствами и являются предположительными.

«Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Кубанова состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей), а приведенные стороной обвинения доказательства виновности подсудимого не свидетельствуют о наличии в его действиях указанного состава преступления, в связи с чем Кубанов подлежит оправданию по указанному обвинению».

Суд приговорил: «Оправдать Кубанова Андрея Владимировича по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ за отсутствием в его деянии состава преступления. Признать за Кубановым А.В. право на реабилитацию. Меру пресечения в отношении Кубанова А.В. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменить».

Андрей Кубанов рассказывает: «Не иначе как каким-то чудом можно назвать то, что в марте 2019 года я вышел на работу снова в должности руководителя рентгенохирургического отделения. Теперь уже наученный незабываемым опытом, чтобы защитить себя от напрасных обвинений, я стал писать во все вышестоящие инстанции обо всех нарушениях в больнице. Итогом этого стало обострение конфликта с руководством и, естественно, с министерством здравоохранения и его министром Еленой Сорокиной. А ведь я только указываю на недопустимые нарушения».

Проблемы сосудистого центра остались прежними: сохраняется хроническая нехватка расходных материалов и лекарственных средств, что в конце концов обязательно приведет к неоказанию или несвоевременному оказанию медицинской помощи. Это может коснуться любого человека, независимо от социального статуса, пола и возраста, будет это губернатор края или пациент без постоянного места жительства. Выбить новые расходные материалы, чтобы работа в операционной не останавливалась, можно только с поддержкой независимой общественной организации и благодаря бесконечным письмам во всевозможные инстанции.

По сию пору сохраняется хроническая нехватка кадров. Особенно это касается врачей-кардиологов.

От 10 до 15 дней в месяц нет дежурного кардиолога в сосудистом центре. Привлечь специалистов не могут – платить нормально администрация не хочет ни дежурантам, ни тем кардиологам, кто непосредственно работает в сосудистом центре. Это же касается и реаниматологов и неврологов.

Идет строительство второй рентгенохирургической операционной в нарушение требований СанПиНа. За огромные деньги (около 70 млн рублей) больница произвела перепланировку помещений и купила оборудование. Однако это оборудование ничего не решает. Потому что одних только расходных материалов и только на одну ныне действующую операционную рентгенохирургии необходимо до 90 млн рублей в год, а выделить могут только 60–70 млн. Получается, что расходных материалов не хватает даже на одну операционную. Как же будут обеспечивать вторую?

Не складывается ли впечатление, что это просто какое-то разбазаривание средств, которые можно было бы пустить на другие, реальные нужды?

Можно ли отнести это неэффективное расходование средств на безграмотность руководителей краевой больницы, коих менее чем за год сменилось уже трое (что, кстати, не характеризует ли работу министра здравоохранения?)?

С точки зрения специалистов, только серьезное реформирование местного здравоохранения с заменой, наверное, руководства больницы (вопрос: кого на кого менять, если кадров все равно нет?) и создание реально действующих площадок по типу комиссий, например «комиссия по борьбе с сосудистыми заболеваниями», может решить проблему. Но тогда нужно что-то менять в системе. А этого почему-то никто не хочет делать.

А неудобный доктор Кубанов обращается в минздрав и в нашу газету, чтобы заставить чиновников от здравоохранения работать. Он все еще надеется на адекватный ответ на свои требования.

А мы надеемся, что новых уголовных дел не появится, и Андрею Кубанову хватит сил и здоровья, чтобы не плюнуть на все это безобразие и не оставить Камчатку без еще одного специалиста.

Татьяна СТЕПАНОВА

Справка «В»

Стент – специальная, изготовленная в форме цилиндрического каркаса упругая металлическая или пластиковая конструкция, которая помещается в просвет полых органов и обеспечивает расширение участка, суженного патологическим процессом. Стент обеспечивает проходимость физиологических жидкостей, расширяя просвет полого органа (артерии, пищевода, кишечника, желчевыводящих путей и мочеточника). В камчатском сосудистом центре устанавливались стенты иностранного производства, предназначенные для расширения диаметра просвета коронарных сосудов, которые с течением времени рассасываются и способствует нормализации сосудистой функции у пациентов с ишемической болезнью сердца.

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."