24 Октября 2023
Достоевский в «Дневнике писателя» (1873) полемизировал с Лесковым в статье «Ряженый»: «Современный «писатель-художник», дающий типы и отмежевывающий себе какую-нибудь в литературе специальность (ну, выставлять купцов, мужиков и проч.), обыкновенно ходит всю жизнь с карандашом и с тетрадкой, подслушивает и записывает характерные словечки… Читатели хохочут и хвалят, и, уж кажется бы, верно: дословно с натуры записано, но оказывается, что хуже лжи, именно потому, что купец или солдат в романе говорят эссенциями, то есть как никогда ни один купец и ни один солдат не говорит…»
Категорично. Но не будем забывать, что Россия – страна литературная, и слово о жизни (то есть литература) в ней часто важнее самой жизни, как говорил герой того же Достоевского («Сон смешного человека»), потому и литературные дебаты носят подчас более мировоззренческий, нежели эстетический характер.
Может быть, вернее всего объясняют и направление, и стиль писателя та случайность или неслучайность, которые привели его к литературному поприщу, и то, как ответила жизнь на его литературный вызов.
Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года. Отец его происходил из духовенства и сам окончил духовную семинарию, но, прервав семейную традицию, стал чиновником и дослужился до потомственного дворянства. В матери его соединились дворянство и купечество. Таким образом, в будущем писателе слились четыре сословия, которые были ведомы ему, как говорится, на генетическом уровне. Детство его прошло в Орле. С малых лет Николай Лесков был страстным читателем и впоследствии слыл одним из самых образованных писателей своего времени, хотя, проучившись в орловской гимназии пять лет, получил свидетельство об окончании лишь двух классов. Все остальное дали ему жизнь, талант и воля к творчеству.
В шестнадцатилетнем возрасте, благодаря связям отца, Николай Лесков поступил на службу в Орловскую палату уголовного суда канцелярским служителем 2-го разряда, но через год отец умер от холеры, и вскоре юноша переехал в Киев, где жил брат его матери – врач, профессор Киевского университета С. П. Алферьев. Николая Лескова определили на службу в Киевскую казенную палату, через короткое время деятельный характер позволил ему дослужиться до начальника по «рекрутскому столу».
Киев пришелся по душе будущему писателю, и он задержался в нём на 8 лет. Здесь он обзавелся довольно большим и пестрым кругом знакомств. По службе он общался с чиновничьим миром и разными слоями народа, как племянник известного профессора, был вхож в высшие круги киевской интеллигенции, время от времени посещал лекции в университете, завел дружбу со студентами. Смерть Николая I сняла многие запреты в общественно-политической жизни, и Лесков горячо участвовал в студенческих спорах о будущем России.
Как отмечали современники, знавшие Лескова, он всегда отличался тяжелым нравом: деспотичный, мнительный до маниакальности, вспыльчивый и гневливый, в теории строгий морализатор, а в реальности далеко не пуританин, он с удивительной последовательностью наживал себе врагов. Возможно, это и явилось причиной того, что, несмотря на большую привязанность к Украине (которая отразится потом во многих его произведениях), в 1857 году он переезжает в село Райское Пензенской губернии, поступив на работу в коммерческое предприятие «Шкотт и Вилькенс», основанное мужем его тетки англичанином Шкоттом.
Предприятие это занималось и земледелием, и производством сахара, спирта, селитры, досок, паркета… По словам Лескова, там «хотели эксплуатировать всё, к чему край представлял какие-либо удобства». За три года коммерческой службы он изъездил по делам всю Россию и в преклонном возрасте с благодарностью вспоминал «это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел и жил легко». Но такова уж была планида у Лескова, что «жить легко» ему почти не приходилось; в 1860 году предприятие лопнуло, и он вернулся в Киев. Однако за время коммерческих странствий у него появилась тяга к публицистике, что он начал осуществлять в Киеве, а вскоре, наметив более широкое поле деятельности, переехал в Петербург.
Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела», его статьи, очерки сразу были замечены, но, как отмечал один из рецензентов: «Там тратится напрасно сила, не только не высказавшаяся и не исчерпавшая себя, а, может быть, еще и не нашедшая своего настоящего пути». Однако бесполезной работы не бывает, о разнообразии приобретенного Лесковым опыта можно судить по названиям его столичных публикаций: «О винокуренной промышленности», «О рабочем классе», «О влиянии различных видов частной собственности на народное хозяйство», «Вопрос об искоренении пьянства в рабочем классе», «Сводные браки в России», «Русские люди, состоящие «не у дел», «О переселенных крестьянах», «Русские женщины и эмансипация» и т. д.
Как видим, писатель имел все основания высказаться о своей художественной манере так: «Мои священники говорят по-духовному, нигилисты – по-нигилистически, мужики – по-мужицки, выскочки из них и скоморохи – с выкрутасами и т. д. … Вот этот народный, вульгарный и вычурный язык, которым написаны многие страницы моих работ, сочинен не мною, а подслушан у мужика, у полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых и святош. … Ведь я собирал его много лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным на лету, в толпе, на барках, в рекрутских присутствиях и в монастырях…»
Вообще случай Николая Лескова в русской словесности редчайший: в большую литературу он, можно сказать, оказался втянутым случайно и в довольно позднем возрасте, после тридцати лет. Первые его шаги в ней начались с грандиозного скандала, отзвуки которого сопровождали всю его и творческую, и личную жизнь.
Здесь необходимо вставить несколько слов о его общественно-политических воззрениях. В отличие от революционных демократов, чей звездный час уже приближался, Лесков не верил в крестьянскую революцию, равно как и в новые социально-теоретические идеи, занесенные с Запада. Как практик будущее России он видел в развитии отечественной промышленности и торговли, а улучшение жизни народа – в уничтожении остатков крепостничества, просвещении и религиозной гуманности.
В мае 1862 года в Петербурге возникли большие пожары. Охранительная печать связала их с появлением подпольной прокламации «Молодая Россия» и обвинила в поджогах революционно настроенную молодежь, или, как тогда говорили, – нигилистов. В «Северной пчеле» по этому поводу появилась передовица, написанная Лесковым. Он требовал немедленного установления виновных и их наказания, что было вполне справедливо. Однако «прогрессивная» печать усмотрела в этом провокацию, объявив, что Лесков призывает власти к принятию строгих мер против демократов. Разгневанный автор решил ответить на это романом и вывести нигилистов на чистую воду.
В 1864 году в журнале «Библиотека для чтения» под именем М. Стебницкого он опубликовал роман «Некуда». В нём были показаны нигилисты, выдающие себя за революционеров и прикрывающиеся «идеями» лишь затем, чтобы бездельничать, жить на чужой счет и растлевать молодых женщин. Собственно, нигилисты тогда были «модной» темой, отразившейся в таких произведениях, как «Отцы и дети» Тургенева, «Обрыв» Гончарова, «Взбаламученное море» Писемского и др., однако в лесковском романе слишком явно угадывались реальные лица из среды демократической интеллигенции, а также известная «Знаменская коммуна», где молодые люди вписывали в жизнь идеи романа Чернышевского «Что делать?».
Посягнувший на разночинные святыни Лесков огульно был зачислен молвой в агенты Третьего отделения.
«Найдется ли теперь в России… хоть один журнал, который осмелился бы напечатать на своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера г. Стебницкого и подписанное его фамилией?» – грозно спрашивал Писарев в статье «Прогулка по садам российской словесности». Журналы, разумеется, нашлись, но на писательской репутации Лескова появилось несводимое пятно.
В этом романе отразилась и семейная история Лескова, тоже имевшая довольно драматические последствия.
Лесков не раз говорил о себе: «Я выдумываю тяжело и трудно… У меня есть наблюдательность, но мало фантазии». Это свойство его таланта сказалось в образах романа, написанного к тому же спешно и еще неокрепшей писательской рукой. В жене главного героя доктора Розанова (alter ego автора) без труда можно было узнать жену писателя Ольгу Васильевну, дочь богатого киевского домовладельца, на которой Лесков женился еще в 22 года.
В пору создания романа брак их терпел крушение: у Лескова появилась другая женщина, что он не скрывал, и опостылевшая жена, само собой, была выведена «дьяволицей во плоти», чего не заметить она не могла. О ней в романе мелькнула фраза: «Она совсем сошла с ума», – которая через четверть века материализовалась: Ольга Васильевна была помещена в больницу для душевнобольных и провела там последние тридцать лет жизни. (Лесков навещал её до конца своих дней, но когда, уже после его смерти, у неё спросили, помнит ли она человека по имени Лесков, прозвучал ответ: «Вижу… вижу… Он черный…») Кстати, во второй части «Некуда» появляется «ангел во плоти» Полинька Калистратова, списанная с возлюбленной писателя Катерины Бубновой. С этим «ангелом» Лесков прожил в гражданском браке лет двенадцать, но и он распался. С писателем остался их одиннадцатилетний сын Андрей. Мальчик взял на себя всё хозяйство и заботу об отце. Он оказался единственным привязанным к Лескову человеком и первым его биографом, оставив многостраничный труд «Жизнь Николая Лескова».
На малоудачном в художественном смысле романе «Никогда» пришлось задержаться, поскольку в жизни писателя он сыграл роковую роль. «Двадцать лет кряду… гнусное оклеветание нёс я, и оно мне испортило немногое – только одну жизнь…» – вспоминал он.
Лесков начинал, помимо злополучного романа, такими яркими произведениями, как «Леди Макбет Мценского уезда», «Овцебык», «Житие одной бабы», но к нему, увы, не приехали ночью Некрасов с Григоровичем, как в случае с молодым Достоевским, чтобы поздравить его и русскую литературу с рождением нового таланта. Демонизированный демократической печатью, много лет он публиковался во второстепенных газетах и журналах за сущие гроши. И каждое новое произведение попадало под прицельный огонь газетно-журнальных полемистов: зачем в «Запечатленном ангеле» раскольники признают превосходство господствующей церкви? – это неправдоподобно и слишком законопослушно; почему Левша, попав в Англию, был там оценен как гениальный мастер и мог бы преуспевать, а вернувшись на родину, погибает? – это клевета на Россию… Да потому, как сказал Василий Розанов, что мы не можем вырваться из-под власти национального рока. И еще до Розанова, пережившего революцию и написавшего свой «Апокалипсис», предчувствие этого Апокалипсиса выразил Лесков.
Самые известные произведения Николая Лескова – «Воительница», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» и другие – написаны в той художественной манере, которую мы сегодня называем лесковским сказом. Сказ – это своеобычная речь персонажа, от имени которого ведется рассказ. Еще с древнейших времен сказителями на Руси были люди с поэтическим мировосприятием, потому и сказ близок к поэзии. У лесковских рассказчиков яркость метафор, напевность, фольклорные «оглядки», напряженная психологичность речи делают её и поэтичной, и очень личностной. Вот как в «Запечатленном ангеле» рассказчик изъясняет преимущества «настоящей чисто русской женской породы» перед новомодной «змиевидностью»: «…у наших носики не горбылем, а все будто пипочкой, но этакая пипочка, она, как вам угодно, в семейном быту гораздо благоуветливее, чем сухой, гордый нос. А особливо бровь, бровь в лице вид открывает, и потому надо, чтобы бровочки у женщины не супились, а были пооткрытнее, дужкою, ибо к таковой женщине и заговорить человеку повадливее, и совсем она иное на всякого, к дому располагающее впечатление имеет. Но нынешний вкус, разумеется, от этого доброго типа отстал и одобряет в женском поле воздушную эфемерность, но только это совершенно напрасно». Поэма!
К слову сказать, лесковские произведения населены весьма колоритными женщинами из разных сословий: крестьянками, купчихами, мещанками, интеллигентками, но, как правило, все их судьбы трагичны. Это могло бы показаться мрачной лесковской чрезмерностью, если бы не грустное наблюдение «веселого» Пушкина, высказанное в одном из писем, – о том, что русский человек в семейственной жизни несчастлив; это, по мнению поэта, подтверждают и русские народные песни.
Несмотря на склонность Лескова как художника к каламбурам, анекдотам, иронии, он выслушал немало упреков в мрачном отражении жизни. Формальные причины для этого были: почти все его сюжеты с драматическими или трагическими финалами. Разве что Шерамур, герой одноименной новеллы, кончил хорошо. Странный русский, неизвестно по каким причинам (с комическими намеками на какую-то «политику») попавший за границу и сделавшийся «политбомжем», в конце концов успокаивается там в добротных семейных объятиях.
В 1880-х годах Лесков создает (в поисках «положительных начал жизни») цикл рассказов о русских праведниках. Наиболее известный из них – «Несмертельный Голован». Однако Голован, как все лесковские праведники, «сумнителен в вере», и всё чудо его «несмертельности» во время ухаживания за умирающими во время чумы писатель объясняет «естественными причинами». К тому времени и сам Лесков стал «сумнителен в вере», сблизившись с Львом Толстым и его новой религией, расходящейся с официальной (что, как известно, завершится отлучением Толстого от Церкви). Лесков, как это ни парадоксально на фоне его прежних воззрений, находит вдруг рациональное зерно в теориях Белинского, Чернышевского и… Карлейля.
В конце жизни чутье художника уведет Лескова от этих позитивистских учений, подменяющих веру филантропией. Его земная биография завершалась, несмотря на все пережитые им искусы, по-христиански. За два года до смерти, уже тяжело больной, Лесков писал Льву Толстому: «На дух мой болезнь имела благое влияние – я увидал еще всю черноту и, к ужасу, заметил, как много я занимался опрятностью других людей, вместо того чтобы себя смотреть строже». После кончины Лескова в его столе нашли письмо, где есть такие слова: «Прошу затем прощения у всех, кого я оскорбил, огорчил или кому был неприятен».
Лев Толстой как-то сказал: «Лесков – писатель будущего». И это, похоже, так. Современность уже ответила на его литературный вызов – сегодняшняя жизнь с её предательствами и братоубийственными войнами оказалась даже более жестокой, чем его «жестокая проза».
Интересные факты о писателе Николае Лескове
Российский писатель Николай Лесков до сих пор остается в тени своих более знаменитых современников. Да, некоторые его произведения известны практически всем, но на самом деле он написал куда больше интереснейших повестей и рассказов, чем это известно широкой общественности.
Знаменитый писатель Николай Лесков был чрезвычайно талантливым и плодовитым автором.
Николай Семенович Лесков наряду с Гоголем считается одним из родоначальников такого литературного жанра, как сказ.
Свои первые произведения Н. С. Лесков публиковал под псевдонимом «М. Стебницкий». Всего же разных псевдонимов он использовал несколько десятков.
Биография Лескова на протяжении долгих лет писалась его сыном Андреем. Опубликована она была в 1954 году.
В детстве будущий писатель получал образование на дому. Позднее, в возрасте 10 лет, он поступил в гимназию, но через 5 лет его оттуда фактически отчислили без аттестата, вручив лишь справку об окончании всего двух классов. Причиной послужил конфликт с руководством гимназии. Эта закрыло Лескову возможности для дальнейшего обучения.
По инициативе его отца писатель начал работать в судебной палате обыкновенным канцелярским служащим. После смерти отца Лесков в судебной палате смог вырасти до заместителя столоначальника суда.
Десять лет жизни Николай Семенович Лесков отдал службе государству. Он добился неплохих успехов, но, всем на удивление, внезапно уволился. Сам он объяснил это тем, что не может подолгу находиться на одном месте, так как ему не хватает новых впечатлений.
Лев Толстой называл Лескова «самым русским из писателей».
Некоторые его произведения известны практически всем, в то время как другие в наши дни почти забыты. Но за свою жизнь Лесков написал множество рассказов и повестей, объединенных в увесистые книги, и все они в той или иной степени интересны.
Николай Лесков происходил из дворянского рода. Отец его был следователем, получившим потомственное дворянство за заслуги на государственной службе, да и мать тоже происходила из обедневшего московского дворянского рода.
У Николая Лескова было двое братьев и две сестры.
После учебы Лескову пришлось проживать в Киеве, где он и стал вольнослушателем гуманитарного факультета. Дядя Лескова был профессором медицины.
В юности Лескова его семья много переезжала, и он часто общался с не самыми интеллигентными и грамотными представителями населения. Многие простонародные элементы речи впоследствии употреблялись им в творчестве.
Первые свои произведения Николай Лесков опубликовал, когда ему было 28 лет. Это были небольшие очерки и заметки, которые начали публиковать в некоторых газетах. Написал он их в те несколько лет, что жил вместе с семьей в Пензе.
В начале 1862 года Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела». Там он и издавал свои передовые статьи.
Статьи Лескова, обличавшие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами: в результате организованной ими провокации Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу.
Во многих произведениях Лескова используются переработанные сюжеты древних народных преданий разных стран.
Роман Лескова «Чертовы куклы» был написал в стилистике Вольтера.
Публицистическая деятельность Николая Семеновича Лескова связана прежде всего с тематикой пожаров.
Изначально писатель подписывался псевдонимом «Стебницкий». После одной из заметок, посвященных пожарам в Санкт-Петербурге, его обвинили в том, что он пытается возложить вину за поджоги на революционные организации студентов. Разгорелась травля таких масштабов, что ему пришлось даже покинуть Россию на какое-то время, а после возвращения он стал подписываться своей настоящей фамилией.
В одной из своих публикаций, посвященных печально известным петербургским пожарам 1862 года, Лесков резко раскритиковал деятельность пожарных. Сам император Александр II резко отреагировал на эту публикацию, назвав её ложью.
Спасаясь от гнева властей после вышеописанного случая, Николай Лесков отправился в длительное путешествие. Он посетил территории, где сейчас располагаются Литва, Латвия, Беларусь, а также заехал в Польшу и во Францию.
Помимо русского языка, Лесков неплохо владел польским.
Всю жизнь Лесков резко критиковал рост количества питейных заведений в разных городах России, обвиняя власть в том, что та спаивает народ.
Ребенок Лескова от первого брака умер, когда ему еще не исполнилось и года. Всего у Лескова было трое детей.
Некоторые потомки Лескова эмигрировали во Францию, а его правнучка, знаменитая балерина, позднее эмигрировала в Бразилию, где внесла огромный вклад в развитие бразильского балета.
Николай Семенович Лесков писал не только романы и рассказы, но и пьесы.
В 1867 году Александринским театром была поставлена пьеса Лескова с названием «Расточитель». Эта драма про купеческую жизнь в очередной раз подверглась критике.
Критики также обвиняли Николая Семеновича Лескова в искажении родного русского языка.
Лесков имел страсть к коллекционированию. Он собирал картины, часы и старые книги.
Одним из увлечений Николая Семеновича была иконопись. Правда, какого-то заметного признания в этом он не добился.
На протяжении большей части жизни Лесков был убежденным вегетарианцем. Он утверждал, что на формирование мнения по этому вопросу в его случае оказал влияние Лев Толстой.
Лесков предлагал создать первую в мире вегетарианскую книгу рецептов. Спустя год после его призыва затея была реализована.
Первый русский персонаж-вегетарианец был создан именно Николаем Семеновичем Лесковым.
Лесков один из немногих писателей, который смог прочувствовать народ. Он имел пристрастие не только к русской литературе, но и к украинской и английской культуре.
Его живо интересовал быт русского народа. Лескову глубоко изучил жизненный уклад старообрядцев, а их таинственностью и мистицизмом он увлекся более всего.
Николай Лесков получил хорошее духовное образование, потому что его дед был священником. Он никогда не отрицал свою принадлежность к духовному сословию.
В конце жизни Лескова ни единое его произведение не было издано в авторском варианте.
Полное собрание сочинений автора состоит из двенадцати увесистых томов. Последний из них был издан уже после смерти литератора.
Повесть Лескова «Житие одной бабы» была издана лишь спустя десятки лет после смерти писателя, в 1924 году, и под другим названием.
Мария Александровна, которая считалась императрицей того времени, после прочтения «Соборян» Лескова начала его продвигать в чиновники государственного имущества.
Последней повестью этого писателя считается «Заячий ремиз».
Открытый в 1985 году астероид (4741) Leskov был назван в его честь.
Улицы имени Лескова есть в нескольких десятках городов России и Украины.
Единственный дом-музей Лескова расположен в Орловской области. Именно в этом доме прошла часть его детства.
Последние годы жизни писателя были омрачены сильной астмой, которая развивалась в течение 5 лет в и конечном итоге свела его в могилу в 1895 году.
Хотя российский писатель Николай Лесков по праву считался одним из самых виртуозных мастеров пера, которых только породила русская земля, он до сих пор остается в тени своих более знаменитых современников. Ведь только некоторые его произведения известны практически всем, а на самом деле он написал куда больше интереснейших повестей и рассказов, чем те, что известны широкой публике.
Конечно, к большинству писателей слава приходит уже после смерти, и Лесков не стал исключением из этого правила. Возможно, в будущем его творчество будет переоценено еще раз, и широкое распространение получат и другие его книги, менее известные.
Источник: Fishki.net