20 Августа 2024
Утром 18 августа 2024 года Камчатку начало трясти и посыпать пеплом. Сначала в 7 часов 10 минут по местному времени в акватории Тихого океана, примерно в 108 километрах от Петропавловска-Камчатского, на глубине 6,4 километра произошло мощное землетрясение с магнитудой, равной семи. В краевом центре сила толчков ощущалось меньше, с магнитудой около пяти по шкале Рихтера. Затем в тот же день на вулкане Шивелуч произошел мощный выброс пепла высотой до десяти километров. Этот грохочущий исполин принадлежит к группе Ключевских вулканов, расположенных в Усть-Камчатском районе. Ранее столь мощное землетрясение в Петропавловске-Камчатском было зафиксировано в 2020 году. Однако оно было менее продолжительным, чем нынешнее. Директор Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН Данила Чебров разместил в телеграм-канале свое видеообращение (цитирую): «Последнее землетрясение вызвало повышенный интерес жителей Петропавловска-Камчатского к сейсмическому процессу. (Неужели?! – Прим. ред.) Поэтому сейчас я записываю видео, чтобы сообщить вам последнюю информацию о том, что у нас происходит в очаговой зоне… Сейчас, вечером, мы с коллегами еще раз внимательно проанализировали всё, что имеется в наличии, и я заключаю: продолжает развиваться мощнейший афтершоковый процесс. Это нормально для землетрясений, это хороший сценарий. Произошедшие афтершоки позволяют оценить предварительно размер очаговой области. Размер очаговой области соответствует ожидаемым значениям для землетрясений такого масштаба.
Был определен механизм землетрясения. Механизм землетрясения полностью соответствует геомеханическим представлениям о том, как должен развиваться сейсмический процесс. (Другими словами, нам очень повезло. – Прим. ред.)
20 Августа 2024
На прошлой неделе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края уже в пятый раз объявило аукцион на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства «Регазификационный комплекс СПГ в Камчатском крае».
Напомню нашим читателям драматическую историю строительства приемного терминала сжиженного природного газа (СПГ) в районе судоремонтной верфи (бухта Раковая) города Петропавловска-Камчатского. Когда в 2010 году стало понятно, что общий предполагаемый объём газа в регионе оказался в десятки раз меньше, чем прогнозировали так называемые ученые, встал вопрос: чем его заменить, если всё пойдет не так? Точнее, думать на эту тему никому не хотелось в виду того, что было потрачено огромное количество финансовых средств и времени (12 лет) на строительство газопровода длиной 418 километров из Соболевского района до тепловых электростанций, расположенных в краевом центре. Тем более ввод в действие самого газопровода осуществил в то время Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. И как после этого было заявить, что у нас не хватает газа?
Но факты, как говорится, упрямая вещь. Объём добычи голубого топлива с 2008 года снизился почти в пять раз. И снова во всей красе встали два исконно русских вопроса: «Что делать?» и «Кто виноват?». Так как виноватых было уже не найти (большинство из них к тому времени ушли в мир иной), решили усилить разведку месторождения. Однако это ни к чему не привело – дополнительного газа не обнаружили. Почти пять лет ушло на обсуждение, из каких источников и как доставлять газ на Камчатку и, главное, где строить приемный терминал СПГ. Наконец в конце ноября 2023 года было принято решение, что федеральный бюджет выделит средства в размере двенадцати миллиардов рублей на строительство приемного терминала СПГ в бухте Раковой Авачинской губы. Объявили один аукцион, затем второй, третий, четвертый и пятый. На первые четыре аукциона не была подана ни одна заявка. Слишком маленький срок отводился на строительство береговой инфраструктуры и самого терминала (один год) и слишком мало денег выделялось на это строительство. На момент проведения пятого аукциона общая сумма контракта с учетом НДС немного подросла и составила 13 миллиардов 141 миллион 267 тысяч 855 рублей. Ситуация очень напоминала историю с проведением дноуглубительных работ в бухте Бечевинской, где компания «Новатэк» планировала построить приемный терминал для сжиженного газа с полуострова Ямал. Дважды аукцион не состоялся и лишь после увеличения сметной стоимости проекта почти в два раза (с 10 до 18 миллиардов рублей) появился подрядчик из Китая.
20 Августа 2024
19 августа этого года закончился прием заявок на проведение аукциона строительно-технической экспертизы объекта капитального строительства «Строительство подъезда к проектируемому аэровокзалу в г. Елизово от автомобильной дороги А-401 «Подъездная дорога от морского порта Петропавловск-Камчатский к аэропорту Петропавловск-Камчатский (Елизово) на участке км 34» Этап 5 Очистные сооружения». Проще говоря, недавно построенный главный канализационный резервуар Камчатки разрушился, и его необходимо демонтировать.
Столь мудреное название электронного аукциона для нас означает одно: новый аэровокзальный комплекс международного аэропорта Петропавловск-Камчатский имени Витуса Беринга не будет сдан в эксплуатацию, как планируется, ни в конце декабря 2024 года, ни даже в июне 2025 года.
Затяжными стройками камчатцев, конечно, не удивишь. Чего только стоит строительство краевой больницы, которое ведется уже без малого одиннадцать лет. Разумеется, аэропорт строят побойчее. Однако и он ощутил на себе тяготы и лишения кризисного состояния всей строительной отрасли Камчатского края.
Предлагаю немного погрузиться в историю возведения одного из основных социальных объектов региона. Инвестиционное соглашение о строительстве нового терминала аэропорта было подписано в ноябре 2017 года между АО «Корпорация развития Камчатки» (позже она стала структурным подразделением «Корпорации развития Дальнего Востока» (КРДВ)) и АО «УК «Аэропорты Регионов». По разным причинам начало работ переносилось дважды, и, наконец, в 2020 году их всё же начали. Общая стоимость проекта оценивается в 25 миллиардов рублей. Планируется, что пропускная способность нового аэровокзала составит полтора миллиона человек в год. Основное здание аэропорта представляет собой стилизованную кальдеру вулкана с правильными симметричными пропорциями. Пассажирский перрон рассчитан на стоянку девяти авиалайнеров и около двух десятков малых воздушных судов. Камчатка взяла на себя обязательства по проектированию и строительству транспортной системы, соединяющей федеральную трассу А-401 с аэровокзальным комплексом. Первый заместитель генерального директора «Корпорации развития Камчатского края» Марк Балясный в 2020 году заявил (цитирую): «Мы изначально ставили перед проектировщиками (это он говорит про ООО «ГлавДорПроект». – Прим. ред.) задачу создать самую современную дорогу Камчатки, отвечающую предельно высоким требованиям безопасности и комфортности, оснащенную ливневой канализацией и очистными сооружениями». Увы, чуда не случилось. Дорогу и очистные сооружения досталось строить подрядной организации ООО «Устой-М», генеральный директор и единственный учредитель которого наш старый знакомый – Михаил Юрьевич Ломакин. Похоже, он не учел, что кроме гипертрофированных амбиций и галопирующего самомнения, нужно обладать немалыми знаниями в области строительства и огромным опытом работы. Молодому и дерзновенному «королю» очистных сооружений, наверное, не хватило «канализационного» чутья. Без этого сооружения сдача в эксплуатацию нового терминала аэропорта в Елизове невозможна.
20 Августа 2024
В истории Камчатки особое место занимает оборона Петропавловска-Камчатского 1854 года. Поскольку именно здесь тогда была отражена попытка отделить Россию от Тихого океана. Вместе в отечественной истории и публицистике не акцентировалось и не заострялось внимание на том, что весьма важную роль в этой победе сыграли события, связанные с безуспешными поисками англосаксами и французами ушедших из Петропавловска русских кораблей. Ибо если бы им удалось это сделать, то победа в Авачинской губе была бы сведена на нет.
Вот отчего будет нелишне под несколько непривычным углом зрения посмотреть на историю «закрытия» Татарского пролива. Так как именно безуспешные попытки Лаперуза, Броутона, а затем и Крузенштерна обнаружить пролив, отделяющий остров Сахалин от материка, и выйти к устью Амура обернулись тем, что Англия и Франция в этой ситуации потерпели полное фиаско.
Но прежде чем завести разговор о самих этих попытках, стоит напомнить о некоторых предваряющих событиях.